Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Обществознание» для полной средней школы автора А. И. Кравченко, 2000. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2000 – 2005, Изд-во «Русское слово», а также дополнительных пособий: для учителя -Певцова Е. А. Обществознание. 10-11 кл.: Книга для учителя. М., 2000, Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: Учебное пособие. М., 2001. Для учащихся - Конституция РФ, Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. М., 2002.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения обществознанию: формирование критического мышления учащихся, приучение к самостоятельной аналитической деятельности, развитие креативного мышления, умения аргументированно рассуждать, иметь представления об обществе, природе и личности на более высоком познавательном уровне, с учетом различных точек зрения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, права, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
- Овладение умениями получения информации, ее систематизация, формирование опыта применения полученных знаний в новых нестандартных ситуациях;
- Освоение компетенций познавательной, коммуникативной, практической, семейно-бытовой деятельности.
Компетентностный подход определяет следующую особенность предъявления содержания образования: методическое построение курса «Обществознание» является комплексным, предполагающим использование культурологических, философских, антропологических, социологических, политологических, юридических знаний.
Преподавание предполагает изучение пройденных в основной школе вопросов (человек и личность, знание и познание, мировоззрение, взаимосвязь человека и общества, права и обязанности и т.п.) на более высоком теоретическом познавательном уровне, учитывая разные подходы, современные точки зрения, что предусматривает высказывание собственного отношения, анализ, классификацию социальной информации.
Планирование ориентировано на практическую применимость знаний: темы и вопросы программы выбраны с учетом жизненных ситуаций учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать правильные решения, особенно это прослеживается при переходе от теоретических представлений об обществе в плоскость реальных ситуаций при изучении политико-правовой сферы, изучении вопросов семьи и брака, социального контроля и проблем социализации человека.Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать место человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества, основные пути и способы социального и гуманитарного познания открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к общечеловеческим ценностям, проблемам мировой цивилизации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, сознательно взаимодействовать с социальными институтами, вырабатывать собственную гражданскую позицию, давать оценку общественным изменениям, оценивать социальное поведение людей, осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений, культурных ценностей и социального положения.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи с чем включает вопросы по профессиональной ориентации, самообразованию и самоопределению.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает в (11 «А») классе (экономической) направленности, в (11 «Б») классе (физико-математической) направленности, 11 «Г» классе (филологической) направленности, 11 «В» классе (технологической) направленности обучение в объеме 68 часов;
В соответствии с этим реализуется: типовая программа Кравченко А. И. Обществознание, 2000.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по обществознанию и с учетом направленности классов реализуется программа продвинутого уровня.