Тематическое планирование курса русского языка для 11 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова
Автор: Малахова Л.Т.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательного учреждения автора А.И.Власенкова, 2000г. Календарно-тематический план     ориентирован на использование учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М. «Просвещение», 2002г., а также дополнительных пособий: для учителя Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. М.Эксмо-Пресс, 1998г., для учащихся В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Ченеко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М. «Просвещение», 1998г., Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические справочные материалы. Тесты». М. «Русское слово», 2004г.

 Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования .направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о

русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и

социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как

многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,

классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
    • Овладение способами позновательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
    • Освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

              Настоящий календарно-тематический план учитывает естественно-научную направленность 11 «Б» и 11 «Ф» классов (специализированный класс по футболу), в которых будет осуществляться учебный процесс.
             Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает 34ч в объеме 1 часа в неделю
    В соответствии с этим реализуется:

    • типовая программа по русскому языку для 10-11 классов. Составитель А.И.Власенков.

    На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом направленности классов реализуется базисный уровень.
    С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения планируемые результаты, что представлено в схематической форме ниже.

    Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
    •         в 11х классах классах ( базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает :
              1 И.В.Космарская, А.И.Руденко «Русский язык. Синтаксис и пунктуация в текстах (9 – 11 кл.), М. 1998г.
              2 Л.В.Балашова, М.Н.Ягубова «Подготовка к государственному централизованному тестированию», Саратов, 2002г.
              3 Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты».М., «Русское слово», 2004г.
     4 «120 текстов для школьных изложений», М., 1998г.
              5 Таблицы, схемы.
    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор» компьютерная программа «Русский язык 5-9 кл.»

    Требования к уровню подготовки учащихся 11 «Б» и 11 «Ф» классов (базовый уровень)
    должны знать:

    • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
    • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,

    языковая норма, культура речи;

    • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и

    пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
    должны уметь:

    • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
    • использовать основные виды чтения (ознакомительно - изучающее,ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать в практике письма орфографические и пунктиационные нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
    • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;


      владеть : коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетен-циями.
      способны решать следующие жизненно-практические задачи:
    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
    • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. (Разные  уровни предполагают разные  виды  требований)