Тематическое планирование курса физики для 9 класса (базовый уровень) по Перышкину

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс» - ПёрышкинА. В., М., Дрофа и ориентирован на использование учебника: «Физика 9 класс» - Перышкин А.В, Гутник Е.М
Автор: Марчук Э.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (3)

Механические колебания и волны. Звук - 12 часов.
Цель: а) научить определять характеристики колебательного движения и механических волн графическим и аналитическим способами; рассчитывать расстояния до объектов при отражении звука, б) проведить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза.

28

Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

Объяснительно-иллюстративная

лекция беседа, фронтальный эксперимент, убеждение.

фронтальная; составление опорного конспекта лекции

Должны знать понятия: колебательное движение, свободные колебания, маятник, математический и физический маятник. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы. Продуктивный уровень.

Должны знать: крутильные колебания, Маятник Максвелла. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы. Продуктивный уровень.

работа с лекционным материалом.

Демонстрация математического, крутильного, физического маятника, маятника Максвелла.

29

Величины характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Объяснительно-иллюстративная

фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации

фронтальная, групповая; составление таблицы, работа с книгой

Должны знать понятия: период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза, гармонические колебания, циклическая частота. Должны уметь: составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. движение. Продуктивный уровень.

Должны знать: зависимость периода математического маятника от длины подвеса, зависимость пружинного маятника от массы тела и жесткости пружины. Уметь: Находить ускорение свобод. падения с помощью нитяного маятника. Исследовательский уровень.

умение пользовать выразительными средствами языка (таблицами, графиками), умение производить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, умение выделять главное

1) Зависимость периода колебаний математического маятника от длины подвеса, 2) Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины, 3) Опыт по рис. 59, 61 учебника.

30

Л/р: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

исследовательская.

создание проблемной ситуации, самостоятельный эксперимент учащихся

парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.

Должны знать: величины характериз. колеб. движение, связь между ними, уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследовательский уровень.

Должны знать: уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследовательский уровень.

умение проводить сравнение, составлять план проведения исследования, целеполагание.

тетрадь для контрольных и лабораторных работ.

31

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Объяснительно-иллюстративная

индивидуальный опрос, беседа, тестирование, демонстрационный эксперимент

построение графиков, работа со сборником задач

Должны знать понятия: затухающие колебания, причины затухания колебаний, вынужденные колебания, резонанс, собственные колебания, частота собственных колебаний, вынуждающая сила. Должны уметь: рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: вынужденные колебания, резонанс, автоколебания. Должны уметь: строить резонансную кривую и находить графически и аналитически резонансную частоту. Исследовательский уровень.

умение строить гипотезы, умение приводить примеры и выделять главное из прослушанного текста.

Демонстрация колебаний математического, пружинного, физического и др. видов маятников. Демонстрация вынужденных колебаний (1, опыт 53)1, демонстрация резонанса.

32

К/р: «Механические колебания».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

 

умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме. 

контрольные и измерительные материалы

33

Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные  волны.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, создание проблемной ситуации, фронтальная демонстрация.

фронтальная; работа с опорными конспектами

Должны знать понятия: волна, поперечная и продольная волна в различных средах. Должны уметь: на основе основных положений МКТ объяснять распространение мех. волн и их особенности. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: волна, виды волн Должны уметь: на основе основных положений МКТ объяснять распространение мех. волн и их особенности. Продуктивный уровень.

умение приводить примеры на основе полученных знаний, выделять главное.

Волновая машина.

34

Длина волны. Скорость распространения волны.

поисковая

фронтальный опрос, решение задач, создание проблемной ситуации.

фронтальная, групповая, построение графиков и алгоритмов, работа со сборником задач.

Должны знать понятия: длина волны, скорость волны, частота, период колебаний в волне; связь между ними. Должны уметь: находить величины характериз. волновой процесс при решении типичных задач. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: длина волны, скорость волны, частота, период колебаний в волне; связь между ними. Должны уметь находить длину волны и скорость её распространения. Продуктивный уровень.

умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов, умение строить алгоритм своих действий

сборник задач

35

Источники звука. Звуковые колебания.

Объяснительно-иллюстративная

демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, тестирование

фронтальная, групповая; работа с учебником, тестовыми  материалами

Должны знать понятия: звук, источник звука, частота звуковых колебаний, ультразвук, инфразвук.  Должны уметь: приводить примеры звуковых колебаний в различных средах, источников звука. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: звук, источник звука, частота звуковых колебаний, ультразвук, инфразвук.  Должны уметь: обобщать волновой процесс на звуковые колебания. Продуктивный уровень.

умение выделять главное, обобщать, систематизировать.

Демонстрации по рис. 70 – 72 в учебнике.

36

Высота и тембр звука. Громкость звука.

исследовательская

мысленный эксперимент учащихся, самостоятельная работа

индивидуальная, самостоятельное планирование и проведение исследования, работа с учебником

Должны знать понятия: высота, тембр, обертон, чистый тон. Должны уметь: объяснять данные понятия. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: высота, тембр, обертон, чистый тон. Должны уметь: объяснять данные понятия. Продуктивный уровень.

умение строить гипотезы, ставить цель, использовать поисковое чтение, конспектировать, делать выводы

1) Зависимость высоты тона от частоты колебаний, 2) Зависимость громкости звука от амплитуды.

37

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Объяснительно-иллюстративная

решение задач, работа у доски, фронтальный опрос

фронтальная, работа со сборником задач, алгоритмом

Должны уметь: рассчитывать скорость и длину волны звука в различных средах. Продуктивный уровень.

Должны уметь: рассчитывать скорость и длину волны звука в различных средах. Продуктивный уровень.

умение систематизировать и алгоритмизировать знания.

Опыт по рис. 76 в учебнике.

38 Отражение звука. Эхо. Объяснительно-иллюстративная беседа, создание проблемной ситуации, фронтальный эксперимент, решение задач. фронтальная, групповая, решение упражнений, работа с опорными конспектами, алгоритмами Должны знать понятия: эхо, дифракция механических волн и звука, эхолот. Должны уметь: приводить примеры эхолакации в природе и технике, рассчитывать расстояния до объектов приэхолакации. Продуктивный уровень. Должны знать понятия: эхо, дифракция механических волн и звука, эхолот. Должны уметь: рассчитывать расстояние до объектов при отражении звука. Продуктивный уровень. формулирование выводов, приведение примеров, демонстрация отражения звуковых волн

39

К/р.: «Механические колебания и волны».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

 

умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме

контрольные и измерительные материалы