Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (3)
Механические колебания и волны. Звук - 12 часов. |
||||||||||||||||
28 |
Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. |
Объяснительно-иллюстративная |
лекция беседа, фронтальный эксперимент, убеждение. |
фронтальная; составление опорного конспекта лекции |
Должны знать понятия: колебательное движение, свободные колебания, маятник, математический и физический маятник. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы. Продуктивный уровень. |
Должны знать: крутильные колебания, Маятник Максвелла. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы. Продуктивный уровень. |
работа с лекционным материалом. |
Демонстрация математического, крутильного, физического маятника, маятника Максвелла. |
||||||||
29 |
Величины характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. |
Объяснительно-иллюстративная |
фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации |
фронтальная, групповая; составление таблицы, работа с книгой |
Должны знать понятия: период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза, гармонические колебания, циклическая частота. Должны уметь: составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. движение. Продуктивный уровень. |
Должны знать: зависимость периода математического маятника от длины подвеса, зависимость пружинного маятника от массы тела и жесткости пружины. Уметь: Находить ускорение свобод. падения с помощью нитяного маятника. Исследовательский уровень. |
умение пользовать выразительными средствами языка (таблицами, графиками), умение производить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, умение выделять главное |
1) Зависимость периода колебаний математического маятника от длины подвеса, 2) Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины, 3) Опыт по рис. 59, 61 учебника. |
||||||||
30 |
Л/р: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» |
исследовательская. |
создание проблемной ситуации, самостоятельный эксперимент учащихся |
парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ. |
Должны знать: величины характериз. колеб. движение, связь между ними, уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследовательский уровень. |
Должны знать: уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследовательский уровень. |
умение проводить сравнение, составлять план проведения исследования, целеполагание. |
тетрадь для контрольных и лабораторных работ. |
||||||||
31 |
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. |
Объяснительно-иллюстративная |
индивидуальный опрос, беседа, тестирование, демонстрационный эксперимент |
построение графиков, работа со сборником задач |
Должны знать понятия: затухающие колебания, причины затухания колебаний, вынужденные колебания, резонанс, собственные колебания, частота собственных колебаний, вынуждающая сила. Должны уметь: рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний. Продуктивный уровень. |
Должны знать понятия: вынужденные колебания, резонанс, автоколебания. Должны уметь: строить резонансную кривую и находить графически и аналитически резонансную частоту. Исследовательский уровень. |
умение строить гипотезы, умение приводить примеры и выделять главное из прослушанного текста. |
Демонстрация колебаний математического, пружинного, физического и др. видов маятников. Демонстрация вынужденных колебаний (1, опыт 53)1, демонстрация резонанса. |
||||||||
32 |
К/р: «Механические колебания». |
репродуктивная |
выполнение упражнений |
индивидуальная. |
|
|
умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме. |
контрольные и измерительные материалы |
||||||||
33 |
Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны. |
Объяснительно-иллюстративная |
беседа, создание проблемной ситуации, фронтальная демонстрация. |
фронтальная; работа с опорными конспектами |
Должны знать понятия: волна, поперечная и продольная волна в различных средах. Должны уметь: на основе основных положений МКТ объяснять распространение мех. волн и их особенности. Продуктивный уровень. |
Должны знать понятия: волна, виды волн Должны уметь: на основе основных положений МКТ объяснять распространение мех. волн и их особенности. Продуктивный уровень. |
умение приводить примеры на основе полученных знаний, выделять главное. |
Волновая машина. |
||||||||
34 |
Длина волны. Скорость распространения волны. |
поисковая |
фронтальный опрос, решение задач, создание проблемной ситуации. |
фронтальная, групповая, построение графиков и алгоритмов, работа со сборником задач. |
Должны знать понятия: длина волны, скорость волны, частота, период колебаний в волне; связь между ними. Должны уметь: находить величины характериз. волновой процесс при решении типичных задач. Продуктивный уровень. |
Должны знать понятия: длина волны, скорость волны, частота, период колебаний в волне; связь между ними. Должны уметь находить длину волны и скорость её распространения. Продуктивный уровень. |
умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов, умение строить алгоритм своих действий |
сборник задач |
||||||||
35 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
Объяснительно-иллюстративная |
демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, тестирование |
фронтальная, групповая; работа с учебником, тестовыми материалами |
Должны знать понятия: звук, источник звука, частота звуковых колебаний, ультразвук, инфразвук. Должны уметь: приводить примеры звуковых колебаний в различных средах, источников звука. Продуктивный уровень. |
Должны знать понятия: звук, источник звука, частота звуковых колебаний, ультразвук, инфразвук. Должны уметь: обобщать волновой процесс на звуковые колебания. Продуктивный уровень. |
умение выделять главное, обобщать, систематизировать. |
Демонстрации по рис. 70 – 72 в учебнике. |
||||||||
36 |
Высота и тембр звука. Громкость звука. |
исследовательская |
мысленный эксперимент учащихся, самостоятельная работа |
индивидуальная, самостоятельное планирование и проведение исследования, работа с учебником |
Должны знать понятия: высота, тембр, обертон, чистый тон. Должны уметь: объяснять данные понятия. Продуктивный уровень. |
Должны знать понятия: высота, тембр, обертон, чистый тон. Должны уметь: объяснять данные понятия. Продуктивный уровень. |
умение строить гипотезы, ставить цель, использовать поисковое чтение, конспектировать, делать выводы |
1) Зависимость высоты тона от частоты колебаний, 2) Зависимость громкости звука от амплитуды. |
||||||||
37 |
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. |
Объяснительно-иллюстративная |
решение задач, работа у доски, фронтальный опрос |
фронтальная, работа со сборником задач, алгоритмом |
Должны уметь: рассчитывать скорость и длину волны звука в различных средах. Продуктивный уровень. |
Должны уметь: рассчитывать скорость и длину волны звука в различных средах. Продуктивный уровень. |
умение систематизировать и алгоритмизировать знания. |
Опыт по рис. 76 в учебнике. |
||||||||
38 | Отражение звука. Эхо. | Объяснительно-иллюстративная | беседа, создание проблемной ситуации, фронтальный эксперимент, решение задач. | фронтальная, групповая, решение упражнений, работа с опорными конспектами, алгоритмами | Должны знать понятия: эхо, дифракция механических волн и звука, эхолот. Должны уметь: приводить примеры эхолакации в природе и технике, рассчитывать расстояния до объектов приэхолакации. Продуктивный уровень. | Должны знать понятия: эхо, дифракция механических волн и звука, эхолот. Должны уметь: рассчитывать расстояние до объектов при отражении звука. Продуктивный уровень. | формулирование выводов, приведение примеров, | демонстрация отражения звуковых волн | ||||||||
39 |
К/р.: «Механические колебания и волны». |
репродуктивная |
выполнение упражнений |
индивидуальная. |
|
|
умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме |
контрольные и измерительные материалы |