Тематическое планирование курса физики для 7 класса (базовый уровень) по Перышкину

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2004 г и ориентирована на использование учебника «Физика-7», А. В. Перышкин, 2005 г
Автор: Уварова Ю.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (2)

Раздел III.  Механические явления:  58 часов
Цель:

  • Дать последовательную систему физических знаний, необходимых, для формирования в сознании обучающихся механической картины окружающего мира. Для этого необходимо рассмотрение следующих понятий: точечное тело, механическое движение, виды и относительность механического движения, перемещение, путь, скорость, ускорение, свободное падение тел, инерция, инертность, ИСО и НИСО, сила и виды сил, масса, плотность вещества, импульс тела, система тел, механическая работа, механическая энергия, мощность, момент силы, простые механизмы, давление. Кроме того, необходимо изучение основных законов механики и их взаимосвязи.
  • Приобретение учащимися практических навыков, необходимых для применения физических законов к решению конкретных задач различного уровня сложности.
  • Продолжить формирование навыка правильного использования лабораторного оборудования, а также справочных таблиц величин; правильного изображения векторных величин в заданном масштабе, правильной расстановки сил на чертеже.

Особое внимание обращается на формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры. Это обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.

Блок 1: Взаимодействие тел (23 часа)

11

Механическое движение

Информационно-развивающая

Объяснение, демонстрации

Индив. и фронт. Работа

Знают/понимают смысл понятий: «путь», «траектория», «относительность движения»

Умеют определять вид траектории и пройденный путь в различных системах отсчета

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 13-14, письменно упр.3, задание 4

12

Скорость в механическом движении

Информационно-развивающая

Беседа, работа с учебником

Индив. и фронт. Работа

Знают/понимают смысл понятия «скорость»; умеют описывать равномерное прямолинейное движение

Умеют графически изображать скорость, знают формулу  вычисления скорости при прямолинейном равномерном движении

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 15, письменно упр. 4

13

Расчет пути и времени движения

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Индив. и фронт. Работа

Умеют решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения

Умеют решать задачи повышенной сложности на расчет скорости, пути и времени движения

Работа с алгоритмами решения задач (-)

Задачи из Лукашика

14

Решение задач по теме: «Механическое движение»

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Индив. и фронт. Работа

Умеют решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения

Умеют решать задачи повышенной сложности на расчет скорости, пути и времени движения

Работа с алгоритмами решения задач (-)

Задачи из Лукашика

15

Инерция. Взаимодействие тел. Масса

Проблемно-поисковая

Эвристическая беседа, демонстрации

Индив. и фронт. Работа

Знают/понимают смысл величины «масса», а также понятия «взаимодействие», умеют описывать и объяснять явление инерции, различать инерцию и инертность, знают каким образом зависит скорость тела от его массы

Умеют описывать поведение тела при воздействии на него других тел; объяснять способы уменьшения и увеличения инертности тел и их практическое применение

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 17-19, письменно упр.6

16

Решение задач по теме: «Взаимодействие тел»

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Индив. и фронт. Работа

Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме

Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме

Работа с алгоритмами решения задач (-)

Задачи из Лукашика

17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Частично-поисковая

Лабораторная работа по инструкции

Индив. работа

Умеют измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ

Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

18

Плотность вещества

Информационно-развивающая

Объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебником и таблицами

Индив. и фронт. работа

Знают/понимают смысл величины «плотность».

Умеют вычислять плотность, а также объяснять свойства  вещества в зависимости от его плотности

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 21, письменно упр.7

19

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

Частично-поисковая

Лабораторная работа по инструкции

Индив. работа

Умеют использовать приборы для измерения объема тела правильной и неправильной формы, выражать результаты измерений в СИ

Умеют самостоятельно выбрать оборудование для измерения объема тела

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

20

Расчет массы и объема тела

Продуктивная

Объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебником и справочниками

Индив. и фронт. работа

Знают/понимают смысл величин «масса» и «объем». Умеют решать задачи на расчет массы и объема тела по его плотности

Умеют решать задачи повышенной сложности на расчет массы и объема тела по его плотности

Работа с алгоритмами решения задач (-)

§ 22, письменно упр.8, задание 5

21

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Частично-поисковая

Лабораторная работа по инструкции

Индив. работа

Умеют определять плотность твердых тел, выражать результаты измерений в СИ

Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмпирическую зависимость плотности от объема и массы тела

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

22

Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Индив. и фронт. работа

Умеют решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения, а также массы и плотности вещества

Умеют решать задачи повышенной сложности на расчет скорости, пути и времени движения, а также массы и плотности вещества

Работа с алгоритмами решения задач (-)

Задачи из Лукашика

23

Контрольная работа по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Продуктивная

Индивидуальная работа по карточкам

Индив. работа

Умеют применять полученные знания при решении задач

Умеют применять полученные знания при решении задач повышенной сложности

Выполнение к/р по вариантам

Тетрадь для к.р.

24

Сила

Проблемно-поисковая

Эвристическая беседа, организационно-деятельностная игра

Индив. и фронт. работа

Знают/понимают смысл физической величины «сила», «деформация», виды деформаций

Умеют изображать заданную силу на рисунке в масштабе

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 23, задачи из Лукашика

25

Явление тяготения. Сила тяготения

Информационно-развивающая

Лекция, демонстрации, самостоятельная работа с литературой

Индив. и фронт. работа

Знают/понимают смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

Знают, чем отличаются силы тяжести на различных планетах, и умеют объяснить это различие характеристиками планет

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 24, задачи из Лукашика

26

Сила упругости. Закон Гука

Информационно-развивающая

Лекция, демонстрации

Индив. и фронт. работа

Знают/понимают смысл понятия «сила упругости», причины ее возникновения; смысл закона Гука

Умеют вычислять силу упругости, понимают зависимость жесткости тела от  формы тела, его размеров, а также материала, из которого оно сделано

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 25, задачи из Лукашика

27

Решение задач по теме: «Сила тяжести. Сила упругости»

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Индив. и фронт. работа

Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме

Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме

Работа с алгоритмами решения задач (-)

задачи из Лукашика

28

Динамометр. Вес тела

Информационно-развивающая

Беседа, демонстрации

Индив. и фронт. работа

Знают/понимают устройство и принцип действия динамометров, а также различие между весом тела и его массой; понимают, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

Знают/понимают, от чего зависят пределы измерения и цена деления динамометра, умеют прогнозировать увеличение или уменьшение веса тела в зависимости от заданных условий его движения и расположения

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 26- 28, письменно упр. 9-10

29

Лабораторная работа №6 «Определение силы с помощью динамометра»

Частично-поисковая

Поисковая лабораторная работа

Индив. работа

Умеют определять силу с помощью динамометра, выражать результаты измерений в СИ

Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц, оценить погрешность измерений

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

30

Равнодействующая сил

Проблемно-поисковая

Эвристическая беседа, организационно-деятельностная игра

Индив. и фронт. работа

Умеют находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой

Умеют находить равнодействующую двух и более сил, направленных вдоль одной прямой

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 29, письменно упр. 11

31

Сила трения

Информационно-развивающая

Объяснение, демонстрации

Индив. и фронт. работа

Умеют описывать и объяснять явление трения, знают способы уменьшения и увеличения трения

Умеют выделять и объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения

Создание и запись структурированного текста (-)

§ 30-32, задачи из Лукашика

32

Решение задач по теме: «Силы в механике»

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Индив. и фронт. работа

Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме

Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме

Работа с алгоритмами решения задач (-)

Задачи из Лукашика

33

Контрольная работа по теме «Силы в механике»

Продуктивная

Индивидуальная работа по карточкам

Индив. работа

Умеют применять полученные знания при решении задач

Умеют применять полученные знания при решении задач повышенной сложности

Выполнение к/р по вариантам

Тетрадь для к.р.