Тематическое планирование курса физической культуры для 10 класса (девочки) (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов. Г. Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, В. И. Лях,
Автор: Свиридова М.С.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по физической культуре для учащихся 1-11кл. (Лях В.И, Зданевич А.А, 2005г.) Рабочая программа     ориентирована     на     использование учебника:
Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов. Г. Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, В. И. Лях, 2001г, а также дополнительных пособий: для учителя
-Физическое воспитание учащихся 10 – 11 кл. В. И. Лях, 1997г.
- Настольная книга учителя физической культуры. Л. Б. Кофмана, 2000г.
-Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры. Э. Найминова,     2001г. - Методика преподавания гимнастики в школе. 2000г.
-Лёгкая атлетика. А.Н. Макаров, 1990 г.
-Практикум по лёгкой атлетике. И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А.Орлов,1999г.
-Лёгкая атлетика в школе. Г.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий,1998г.
-Спортивные игры  на уроках физкультуры. О. Листов, 2001г.
-Физкультурно-оздоровительная работа в школе. В.С. Кузнецов,Г.А.Колодницкий, 2003 г.
-Урок в современной школе. Г.А. Баландин, Н.Н.Назаров, Т.Н.Казаков, 2004г.
-Спорт в школе. И.П. Космин, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь, 2003г.
-Журнал «Физическая культура в школе».
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
-Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
-Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
-Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
-Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов:
-Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
-Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня  здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
-Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.
-Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.
-Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии.
-Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями  и избранным видом спорта.
-Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания , мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.
-Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).Для освоения базовых основ физической культуры, которые необходимы и обязательны для каждого ученика отведено 58 часов, на вариативную часть 10 часов. В связи с учётом региональных и местных особенностей лицея ,своей специализации, часы лыжной подготовки  и вариативной части распределены для занятий спортивными играми и для занятий лёгкой атлетикой, где посредством специальных прикладных лёгкоатлетических упражнений  идёт развитие жизненно необходимых физических качеств, умений и навыков. Упражнения на снарядах в разделе «гимнастика» заменены  на другие элементы гимнастических упражнений.          
Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций:
. В первом блоке представлен информационный компонент – (изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности). Данный компонент способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.
-Во втором блоке представлен операциональный компонент, включающий в себя  двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.
-В третьем блоке представлен  мотивационный  компонент, который отражает требование к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).
Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических и психических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к (ценностям национальной и мировой культуры), усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физкультурного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта— переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса физическая культура.