Календарно-тематический план (136ч) (4)
Тема III. Химия неметаллов. (49-50) Цель: Используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор). |
|||||
1-2.* |
Общая хар-ка неметаллов. |
Хар-ка элементов неМе по положению в период, системе. Изменение св-в простых веществ и соединений неМе в периоде, в группе. Аллотропия. |
Р: Знать строение атомов неметаллов, их особенности. |
|
|
3-4. |
Общая характеристика подгруппы кислорода. (VIA) |
Кислород, сера, строение атома, электроотрицательность, степени окисл. Физические и химические св-ва простых в-в и их соединения. |
Р: Знать физические и химические св-ва кислорода и сер. |
Демонстрация: сера-аллотроп. видоизм. Взаимод серы с кислородом; с Me; с hi. |
повт. §57-61 (Ах-1) |
5-6* |
Оксид серы (IV) и (VI) и оксид водорода - вода. |
|
П: Уметь состовлять ур. р. взаимод. серы с кислородом. Знать основные хим. св-ва воды и оксидов серы. |
|
Повтор консп 8кл §58, 62, 63 (Ах-I) |
7- 8 |
Серная кислота и её соли. |
|
Р: Знать св-ва разб. и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на S022'. |
|
Повтор |
9* |
Сероводород. Сульфиды. |
|
П: Знать хим свойства сероводорода, качественную р. на сульфид ион. |
|
Повтор |
10-11 |
Общая характеристика элементов подгруппы азота (VA). Химические и физические св-ва азота. |
Окислительно-восстановительные свойства азота, фосфора. Нитриды. |
Р: Знать строение атома азота и др. элементов (VArp.). |
Демонстр. молекулы азота. Программа для ПЭВМ "Химия неМе" Раздел I |
§72 73 |
12*-13. |
Аммиак, его физические и химические свойства. |
Горение аммиака и каталитическое окисление. |
Р: Знать строение молекулы аммиака и катиона аммония, |
Демонстрация растворение МНз в воде. |
§74-76 |
14-15* |
Решение задач и выполнение упражнений. |
Качественная реакция на катион аммония. |
П: Уметь записывать в ионном и ок.-во. виде ур. р. солей аммония и аммиака. Качеств, р. на NH4+ . |
Демонстрация качественной р. на соли аммония. |
под-ка к пр/р. |
16 |
Практическа я работа №3 и №4. |
«Аммиак, соли аммония» «Получение солей аммония» |
П: Уметь собирать прибор для получения газов легче воздуха, получать в нём аммиак, растворять его в воде, подтверждать слабощелочной характер раствора. Уметь экспериментально доказать химические свойства аммиака и солей аммония, а также распознавать катион аммония с помощью качественной реакции. |
Практическое занятие №2 1 (Ахметов) №22. |
Упр. 1-4 с.28 (Ахметов). |
17-18* |
Решение расчётных задач. |
Определение массовой или объёмной доле продуктов (в%) от теоретически возможного выхода. |
П: Уметь решать прямые и обратные задачи, вычисляя массовую долю выхода продукта реакции. |
Карточки -задачи разного уровня сложности. |
|
19-20 |
Оксиды азота (II) и (IV), (III), |
Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Различие химических и физических свойств оксидов азота с различной степенью окисления. |
П: Уметь составлять формулы несолеобразующих оксидов (+1);(+2). Уметь характеризовать химические свойства оксидов азота (+3) +4; +5. Доказать их кислотные свойства. |
Демонстр.: получение NO и окисление его в NО2. Программа "Химия неМе". |
§77(Ах.) упр.1-5 с.31 |
21-22 |
Азотная кислота. |
Окислительные свойства азотной кислоты, взаимодействия её с Me и неМе. Качественная реакция на нитрат-ион. |
П: Знать, чем отличается взаимодействие НNОз (разб.) и (конц.) с Me. Уметь записывать окислительно -восстановительные реакции |
Демонстр.: |
§78-79 (Ах.) упр. 1-9 с.36 |
|
|
|
различных Me с (конц.) и (разб.) НNО3, уравнение реакции окисления неМе конц. азотной кислотой. Знать продукты разложения различных нитратов, и самой НNОз. Знать качественную реакцию на НNОз и нитраты. |
ие с Me и неМе. 3. Качественная реакция на NО3-. Программа «Химия неМе». |
|
23-24 * |
Круговорот азота в природе. Проблема связанного азота. |
Круговорот азота в природе Ферменты (связь с биологией, физикой, географией). |
П: Уметь объяснять процессы, происходящие в природе, способствующий переходу N2 в соединения азота и наоборот. |
Программа для ПЭВМ «Химия неМе». |
§8-81 (Ах.). |
25-26 |
Фосфор. Аллотропия фосфора. Соединения фосфора. |
Строение атома и степень окисления. Аллотропия фосфора, получение. Оксид фосфора (V), фосфаты. Применение фосфора и его соединений. |
Р: Знать строение атома фосфора, валентные возможности, приводить примеры аллотропных видоизменений белый, чёрный, красный фосфор и |
Программа для ПЭВМ «Химия неМе» раздел «Фосфор». |
§86-87 (Ах.) упр.1-7с.56 |
27 |
Фосфорные кислоты и их соли. |
Ортофосфорная кислота, химические свойства, получение. Соли: гидро-, дигидро- и фосфаты, их свойства, получение, качественные реакции на РО43 -. |
П: Уметь записывать уравнения реакции характеризующих свойства фосфора как простого вещества (окислительно -восстановительные) и его |
Демонстр.: качественные реакции на Р043 -. Тест для ПЭВМ. |
|
28*-29 |
Минераль- |
Классификация удобрений. Простые удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Сложные удобрения: аммофос, нитрофоска. Значение и применение, (связь с биологией) |
Р: Знать представителей разных видов минеральных удобрений, основные этапы их производства, условия рационального хранения и использования удобрений, проблемы охраны природы. |
Рефераты, доклады. Коллекция минеральных удобрений. |
§85; 88 (Ах.) |
30-31 |
Практич-ая работа №5 и |
«Соединения фосфора и азота. Минеральные удобрения». «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». |
П: Уметь различать азотные и фосфорные удобрения, знать их достоинства и недостатки, основные физические свойства. |
Пр/р №23 (Ах.). |
з.2-9 стр.58 з.(Хомченко) |
32* |
Общность и различие свойств элементы подгруппы азота и их соединений. |
Сравнение свойств азота и фосфора как: химических элементов, простых в-в соединений азота и фосфора. |
П: Знать в чём сходство и различие в строении и свойствах элементов V гр. И их соединений. |
Тест (ПЭВМ). Метод пособия для учащихся «Химия неМе». |
Задачи и упражнения (Хомченко). |
33-34 |
Общая характеристи- ка подгруппы углерода. (IV А) Аллотропия. |
Строение атомов элементов, общность и различие свойств элементов подгруппы. Аллотропия углерода. Свойства простых веществ. Адсорбция. Химические свойства (восстановительные) углерода. |
Р: Знать свойства простого вещества угля, иметь представления об аллотропных видоизменениях углерода, адсорбции. |
Демонстр.: |
§89-90 упр.1-7с.61 ynpl-5 с.65 |
35-36* |
Оксиды углерода (II) и (IV). |
Оксид углерода (IV), кислотные свойства (взаимодействует с Н2О и растворами щелочей). |
Р: Знать химические свойства СО2 и составлять уравнение реакции (взаимодействие с Н2О и щелочами), знать химические свойства СО (горение восстановление Me из их оксидов), П: уметь сравнивать их химические |
Демонстр.: |
§91-92 упр.1-8с.68 |
37 |
Угольная кислота и её соли. |
Оксид углерода (II) -восстановитель, яд. Свойства и взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на СО3 2 -. Газификация топлива. Охрана окружающей среды. |
|
|
|
38-39 |
Решение расчётных задач. |
Определение массы или объёма продукта, реакции по известной массе или объёму исходного |
П: Уметь решать прямые и обратные задачи, вычисляя массу (объём) продуктов |
|
Упр.7-8 с.68 Упр.5,4 с.75 Упр.5 с.65. |
|
|
вещества, содержащего примеси. |
реакции по указанной массе (объёму) исходных веществ, одно из компонентов содержит примеси. |
|
|
40*-41 |
Практическая работа №7 и №8. |
«Углерод и его соединения» «Определение содержания карбонатов в известняке». |
П: Уметь собирать прибор для получения газов тяжелее воздуха, получать в нём СО2 и подтверждать его наличие; распознать карбонаты с помощью качественной реакции. |
Пр/р №24 и 25 (Ахметов) |
Задачи (Хомченко). |
42-43 |
Водородные соединения углерода. |
Многообразие водородных соединений углерода. |
Р: Знать причины многообразия водородных соединений угля. Основные представители углеводородов. |
Схема таблица «Многообр. углеводор.» |
§93 (Ах.) Конспект. |
44*-45 |
Кремний и его соединения. Силикатная промышлен- |
Строение, физические и химические свойства кремния. Оксид кремния (IV). Силикаты. Кремниевые кислоты. Соединения кремния в природе. Силикатная промышленность. |
П: Уметь составлять уравнения реакции, характеризующих свойства кремния (IV), кремниевой кислоты, силикатов. Знать свойства цемента, стекла, бетона и железобетона, получение стекла и цемента в промышленности. |
Демонстр.: |
§95-97 (Ах.). |
46-47 |
Обобщение, |
|
|
Программа для |
Упр. и задачи |
48*-49 |
Зачёт по теме «Химия неметаллов». |
|
|
Карты - зачёты. |
|