Тематическое планирование Н.С.Ахметовой по неорганической химии для 9 класса (профильный уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Н.С.Ахметова Химия. 9 кл
Автор: Артёмова О.Г.

Календарно-тематический план (136ч) (4)

 

Тема III. Химия неметаллов. (49-50)

Цель: Используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

1-2.*

Общая хар-ка неметаллов.
(уст. лекция)

Хар-ка элементов неМе по положению в период, системе. Изменение св-в простых веществ и соединений неМе в периоде, в группе. Аллотропия.

Р: Знать строение атомов неметаллов, их особенности.
П: Уметь объяснять изменение св-в в периоде и группе.

 

 

3-4.

Общая характеристика подгруппы кислорода. (VIA)

Кислород, сера, строение атома, электроотрицательность, степени окисл. Физические и химические св-ва простых в-в и их соединения.

Р: Знать физические и химические св-ва кислорода и сер.
П: Уметь состовлять р. окисления и востоновление ст. з. окислит, востоновит. теории.

Демонстрация: сера-аллотроп. видоизм. Взаимод серы с кислородом; с Me; с hi.

повт. §57-61 (Ах-1)

5-6*

Оксид серы (IV) и (VI) и оксид водорода - вода.

 

П: Уметь состовлять ур. р. взаимод. серы с кислородом. Знать основные хим. св-ва воды и оксидов серы.

 

Повтор консп 8кл §58, 62, 63 (Ах-I)

7- 8

Серная кислота и её соли.

 

Р: Знать св-ва разб. и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на S022'.

 

Повтор
§62-63
(Ах-1)

9*

Сероводород. Сульфиды.

 

П: Знать хим свойства сероводорода, качественную р. на сульфид ион.

 

Повтор
§61 (Ах-I)

10-11

Общая характеристика элементов подгруппы азота (VA). Химические и физические св-ва азота.

Окислительно-восстановительные свойства азота, фосфора. Нитриды.

Р: Знать строение атома азота и др. элементов (VArp.).
П:  Уметь объяснять изменения а)радиуса атомов б)энергии ионизации в подгруппе с ростом поряд. номера. Знать соединения с низшей, высшей и прот. ст. окисления Уметь приводить формулы этих соединений, записывать ок.-вос. реакции.

Демонстр. молекулы азота. Программа для ПЭВМ "Химия неМе" Раздел I

§72 73
(Ах-II)

12*-13.

Аммиак, его физические и химические свойства.
Соли аммония.

Горение аммиака и каталитическое окисление.
взаимод. с водой. Аммиачная вода, образование катиона аммония. Донорно-акцепторная связь. Соли аммония.

Р: Знать строение молекулы аммиака и катиона аммония,
П: уметь хар-ть и
записывать ур.р хим. свойств аммиака и гидроксида аммония.

Демонстрация растворение МНз в воде.
получение NН4Cl. Программа "Химия неМе" разд. II.

§74-76
(Ах - II)
упр, с 27-28

14-15*

Решение задач и выполнение упражнений.

Качественная реакция на катион аммония.

П: Уметь записывать в ионном и ок.-во. виде ур. р. солей аммония и аммиака. Качеств, р. на NH4+ .

Демонстрация качественной р. на соли аммония.

под-ка к пр/р.

16

Практическа я работа №3 и №4.

«Аммиак, соли аммония» «Получение солей аммония»

П: Уметь собирать прибор для получения газов легче воздуха, получать в нём аммиак, растворять его в воде, подтверждать слабощелочной характер раствора. Уметь экспериментально доказать химические свойства аммиака и солей аммония, а также распознавать катион аммония с помощью качественной реакции.

Практическое занятие №2 1 (Ахметов) №22.

Упр. 1-4 с.28 (Ахметов).

17-18*

Решение расчётных задач.

Определение массовой или объёмной доле продуктов (в%) от теоретически возможного выхода.

П: Уметь решать прямые и обратные задачи, вычисляя массовую долю выхода продукта реакции.

Карточки -задачи разного уровня сложности.

 

19-20

Оксиды азота (II) и (IV), (III),
(V).

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Различие химических и физических свойств оксидов азота с различной степенью окисления.

П: Уметь составлять формулы несолеобразующих оксидов (+1);(+2). Уметь характеризовать химические свойства оксидов азота (+3) +4; +5. Доказать их кислотные свойства.

Демонстр.: получение NO и окисление его в NО2. Программа "Химия неМе".

§77(Ах.) упр.1-5 с.31

21-22

Азотная кислота.

Окислительные свойства азотной кислоты, взаимодействия её с Me и неМе. Качественная реакция на нитрат-ион.

П: Знать, чем отличается взаимодействие НNОз (разб.) и (конц.) с Me. Уметь записывать окислительно -восстановительные реакции

Демонстр.:       
1. Получение НNОз из нитратов.        
2. Взаимодейств

§78-79 (Ах.) упр. 1-9 с.36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

различных Me с (конц.) и (разб.) НNО3, уравнение реакции окисления неМе конц. азотной кислотой. Знать продукты разложения различных нитратов, и самой НNОз. Знать качественную реакцию на НNОз и нитраты.

ие с Me и неМе. 3. Качественная реакция на NО3-. Программа «Химия неМе».

 

23-24 *

Круговорот азота в природе. Проблема связанного азота.

Круговорот азота в природе Ферменты (связь с биологией, физикой, географией).

П: Уметь объяснять процессы, происходящие в природе, способствующий переходу N2 в соединения азота и наоборот.

Программа для ПЭВМ «Химия неМе».

§8-81 (Ах.).

25-26

Фосфор. Аллотропия фосфора. Соединения фосфора.

Строение атома и степень окисления. Аллотропия фосфора, получение. Оксид фосфора (V), фосфаты. Применение фосфора и его соединений.

Р: Знать строение атома фосфора, валентные возможности, приводить примеры аллотропных видоизменений белый, чёрный, красный фосфор и
П:  уметь объяснять их (строение) свойства в связи со строением кр. решетки.

Программа для ПЭВМ «Химия неМе» раздел «Фосфор».

§86-87 (Ах.) упр.1-7с.56

27

Фосфорные кислоты и их соли.

Ортофосфорная кислота, химические свойства, получение. Соли: гидро-, дигидро- и фосфаты, их свойства, получение, качественные реакции на РО43 -.

П: Уметь записывать уравнения реакции характеризующих свойства фосфора как простого вещества (окислительно -восстановительные) и его
соединений: оксид фосфора (V) и Н3РО4, а так же солей. Знать другие фосфорные кислоты, качественные реакции на фосфаты.

Демонстр.: качественные реакции на Р043 -. Тест для ПЭВМ.

 

28*-29

Минераль-
ныe удобрения.

Классификация удобрений. Простые удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Сложные удобрения: аммофос, нитрофоска. Значение и применение, (связь с биологией)

Р: Знать представителей разных видов минеральных удобрений, основные этапы их производства, условия рационального хранения и использования удобрений, проблемы охраны природы.

Рефераты, доклады. Коллекция минеральных удобрений.

§85; 88 (Ах.)

30-31

Практич-ая работа №5 и
№6.

«Соединения фосфора и азота. Минеральные удобрения». «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

П: Уметь различать азотные и фосфорные удобрения, знать их достоинства и недостатки, основные физические свойства.
Т: Доказать экспериментально химические свойства соединений азота и фосфора, уметь определять наличие NO3- и РО43 -.

Пр/р №23 (Ах.).

з.2-9 стр.58 з.(Хомченко)

32*

Общность и различие свойств элементы подгруппы азота и их соединений.

Сравнение свойств азота и фосфора как: химических элементов, простых в-в соединений азота и фосфора.

П: Знать в чём сходство и различие в строении и свойствах элементов V гр. И их соединений.

Тест (ПЭВМ). Метод пособия для учащихся «Химия неМе».

Задачи и упражнения (Хомченко).

33-34

Общая характеристи- ка подгруппы углерода. (IV А) Аллотропия.

Строение атомов элементов, общность и различие свойств элементов подгруппы. Аллотропия углерода. Свойства простых веществ. Адсорбция. Химические свойства (восстановительные) углерода.

Р: Знать свойства простого вещества угля, иметь представления об аллотропных видоизменениях углерода, адсорбции.
П: Уметь сравнивать элементы IV Агр. и их соединения. Уметь составлять уравнения реакции, характеризующие химические свойства угля.

Демонстр.:
1. получение угля;
2. поглащение углём растворов и газов;
3. восстановле-
ния оксида свинца углём.

§89-90 упр.1-7с.61 ynpl-5 с.65

35-36*

Оксиды углерода (II) и (IV).

Оксид углерода (IV), кислотные свойства (взаимодействует с Н2О и растворами щелочей).

Р: Знать химические свойства СО2 и составлять уравнение реакции (взаимодействие с Н2О и щелочами), знать химические свойства СО (горение восстановление Me из их оксидов), П: уметь сравнивать их химические
свойства. Знать качественную реакцию на карбонат - ион, уметь записывать уравнение реакции характеризующую превращение СОз2 -в НСО3 -.

Демонстр.:
1. взаимодейст-вие СО2 с водой и щёлочью.
2. Качественная реакция на СО3 2 -.

§91-92 упр.1-8с.68
(Ах.)

37

Угольная кислота и её соли.

Оксид углерода (II) -восстановитель, яд. Свойства и взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на СО3 2 -. Газификация топлива. Охрана окружающей среды.

 

 

38-39

Решение расчётных задач.

Определение массы или объёма продукта, реакции по известной массе или объёму исходного

П: Уметь решать прямые и обратные задачи, вычисляя массу (объём) продуктов

 

Упр.7-8 с.68 Упр.5,4 с.75 Упр.5 с.65.

 

 

вещества, содержащего примеси.

реакции по указанной массе (объёму) исходных веществ, одно из компонентов содержит примеси.

 

 

40*-41

Практическая работа №7 и №8.

«Углерод и его соединения» «Определение содержания карбонатов в известняке».

П: Уметь собирать прибор для получения газов тяжелее воздуха, получать в нём СО2 и подтверждать его наличие; распознать карбонаты с помощью качественной реакции.

Пр/р №24 и 25 (Ахметов)

Задачи (Хомченко).

42-43

Водородные соединения углерода.

Многообразие водородных соединений углерода.

Р: Знать причины многообразия водородных соединений угля. Основные представители углеводородов.

Схема таблица «Многообр. углеводор.»

§93 (Ах.) Конспект.

44*-45

Кремний и его соединения. Силикатная промышлен-
ность.

Строение, физические и химические свойства кремния. Оксид кремния (IV). Силикаты. Кремниевые кислоты. Соединения кремния в природе. Силикатная промышленность.

П: Уметь составлять уравнения реакции, характеризующих свойства кремния (IV), кремниевой кислоты, силикатов. Знать свойства цемента, стекла, бетона и железобетона, получение стекла и цемента в промышленности.

Демонстр.:
1. Получение кремниевой кислоты.
2. Образцы природных силикатов.
3. Коллекция «Стекло и изделия из него». Доклады, рефераты.

§95-97 (Ах.).

46-47

Обобщение,
систематизац ия, коррекция знаний учащихся по теме «Химия неметаллов».

 

 

Программа для
ПЭВМ « химия неМе». Методическое мособие для учащихся «Химия неМе».

Упр. и задачи
«Хомченко» §98-99 (Ах.).

48*-49

Зачёт по теме «Химия неметаллов».

 

 

Карты - зачёты.