Элективный курс «Систематизация лексических и грамматических навыков и умений немецкого языка » для 9 класса

Элективный курс, опирается на «Практический курс немецкого языка» В.М. Завъяловой, «Справочник по грамматике немецкого языка» И.Б.Соколовой и И.Д.Молчановой, «Немецкую грамматику с упражнениями» Х.Шульца и В.Зундермайера, а также «Грамматические тесты» Н.В.Богдановой и др. УМК состоит из теоретического материала по каждой из предложенных тем, текста, упражнений на закрепление соответствующих грамматических и лексических навыков и умений и тестов для контроля.
Автор: Гребенщикова Н.В.

Пояснительная записка

Модернизация образования современной школы выдвигает новые требования к модели средней школы. Важная роль отводится проблеме профильного обучения, которое позволит преодолеть глобальное противоречие  между школьными знаниями и реальными компетентостями, необходимыми в жизни для самореализации человека.
В составе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов данный курс имеет целью предоставить ученику возможность расширить свой кругозор в области немецкой филологии, реализовать свой интерес к предметам в рамках выбранного профиля, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе. Он может способствовать созданию более осознанных мотивов учения, подготовить к обучению в филогическом профиле, к выбору соответствующих курсов.
Изучение иностранного языка на предпрофильном уровне и введение элективных курсов направлено на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции.
Элективный курс «Систематизация лексических и грамматических навыков и умений немецкого языка » призван помочь обеспечить использование иностранного языка как средство предпрофильной ориентации и самоопределения ученика в рамках выбранного профиля и дальнейшего профильного образования
Это - опытно-экспериментальная программа для учащихся, выбирающих в качестве своей будущей профессии филологические специальности. По способу структурирования материала - линейная. По инновационному потенциалу - комбинаторная (модифицированная).  По технологии усвоения - информационно-когнитивная.  Категория обучаемых - учащиеся 9-х классов предпрофильной школы. Интенсивность занятий: 1 час в неделю. Общий объем 17 часов.
Существенные характеристики курса:
-   выраженная коммуникативная направленность курса,
открытость, дающая ученику возможность всегда видеть перспективу более глубокого изучения основ общения в рамках диалога культур;
- личностная направленность (курс предоставляет возможности выявления
индивидуальных наклонностей и творческой уникальности уч-ся);
- нерегламентированность (возможность внесения в курс необходимых изменений в
зависимости от интересов и способностей учащихся):
-взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Овладение иностранным языком идет более успешно, если учащиеся овладевают им не на основе имитации, а осознанно. Осознанность в овладении иностранным языком предусматривает обязательное осмысление учащимся языкового материала в единстве его формы и функции, осознанный выбор языковых средств для решения коммуникативных задач, обеспечение сознательной ориентации в языке, сознательной систематизации  языкового материала. Этому и призван способствовать данный элективный курс, опирающийся на «Практический курс немецкого языка» В.М. Завъяловой, «Справочник по грамматике немецкого языка» И.Б.Соколовой и И.Д.Молчановой, «Немецкую грамматику с упражнениями» Х.Шульца и В.Зундермайера, а также «Грамматические тесты» Н.В.Богдановой и др. УМК состоит из теоретического материала по каждой из предложенных  тем, текста, упражнений на закрепление соответствующих грамматических и лексических навыков и умений и тестов для контроля.
Программа элективного курса «Систематизация лексических и грамматических навыков и умений немецкого языка » включает темы: «Wir lernen Fremdsprachen», «Im Ubungsraum», «Die Familie», «Ein Brief», «Die Wohnung », «Peters freier Tag».
Мы выделяем три группы умений, в развитие которых наш курс может внести существенный вклад:
- учебно-интеллектуальные, т. е. умение при аудировании и чтении устанавливать причинно-следственные связи
- учебно-информационные, т. е. умение классифицировать информацию на основную и второстепенную, отбирать нужную информацию из различных источников, понимать невербальные средства кодирования информации - схемы, диаграммы, графики,
- учебно-коммуникативные, т. е. умения принимать участие в коллективном    обсуждении проблемы, составлять и записывать план устного высказывания, тезисы прочитанного и т. п.
Что касается специальных умений и навыков, то они соотнесены с требованиями государственного стандарта на данном этапе обучения.
В говорении:
-  совершенствование и развитие умений вести диалог с соблюдением норм делового речевого этикета,          представление результатов проектной деятельности, ориентированной на данный профиль
- умение кратко излагать прочитанное и прослушанное
- высказывать и аргументировать свою точку зрения
В аудировании:
- дальнейшее развитие слушания и понимания (с разной степенью полноты и точности)
аудио-и видеотекстов профильной тематики
- отделения главной информации от второстепенной
В чтении:
- совершенствование чтения и понимания текстов, связанных с данным профилем с использованием различных стратегий: ознакомительного, изучающего, поискового.                                                        
В письменной речи: 
- развитие умений писать письмо
- фиксировать необходимую информацию
- составлять тезисы устного высказывания
-обобщать информацию из разных источников.
В курсе предусмотрен текущий, промежуточный (по окончании каждой темы) и итоговый контроль для выявления уровня сформированных умений и навыков на различных этапах обучения. Предполагается осуществление текущего и промежуточного контроля в устной и письменной формах: учащиеся выполняют этюдные задания в рамках деловой игры и тест. Итоговый контроль представляет собой проверочное задание, состоящее из 2-х разделов:
1. письменное сообщение по теме
2. обобщающий лексико-грамматический тест   
Методический аппарат программы:
1. Базовым пособием, на основе которого разработан курс, является «Практический курс немецкого языка» В.М. Завъяловой
2. «Справочник по грамматике немецкого языка» И.Б.Соколовой и И.Д.Молчановой 
3. «Немецкая грамматика с упражнениями» Х.Шульца и В.Зундермайера 
4. «Грамматические тесты» Н.В.Богдановой
5. Компьютерные программы для закрепления лексических и грамматических навыков и умений

В данном  календарно- тематическом планировании учебный материал расположен следующим образом: