Пояснительная записка к рабочей программе
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе автора И. Н. Понаморевой « Общая биология10-11классы».
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника И.Н. Понаморевой «Общая биология. 10 класс», М., «Дрофа», 2002г.,
а также дополнительных пособий:
для учителя
1.Л.П.Анастасова. «Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы.- М., 1997.
2. Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ -Пресс школа», 2003г,
4. Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
5. В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
для учащихся
1Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г
2 Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
3Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
• в 10 «Г» классе филологической направленности предполагается обучение в объеме 34 часов;
В соответствии с этим реализуется:
программа по биологии для гуманитарного профиля автора И. Н. Понаморевой « Общая биология10-11классы». Программа построена на принципиально важной содержательной основе- гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия организации уровней жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 10 «Г» классе реализуется программа базисного уровня с элементами продвинутого.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса вчастности:
В 10 «Г» классе дидактико-технологическое оснащение включает тестовые задания по разделам, видеоподдержку, модели, раздаточный материал, справочные пособия;
1. В.З. Резникова, А.Н.Мягкова, Г.С. Калинова «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии», М, «Просвещение», 1997 г;
2.Т.А.Дмитриева, С.В. Суматохин, С.И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии», М., «Дрофа», 2002г;
3.Н, Грин, У. Стаут, Д.Тейлор «Биология»; в 3-х томах, « Мир», 1990г.
4. Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
5. М.А.Кривошеева, М. В. Кислицкая, «Тесты по биологии»
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1 С репетитор. Биология Варианты ЕГЭ»; «Тренажер по биологии»; Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»2005 ; СД Клетка; Слайд- лекции по теме «Сохранение разнообразия биогоценозов».
Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Г» класса:
Характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы и их значение в природе; понятие биосистема; учение В.И. Вернадского о биосфере; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценоз как биосистему и экосистему; агроэкосистему и их структурные компоненты, пищевые связи их значение в круговороте вещества и потоке энергии в экосистеме; правило 10% в экосистеме; причины устойчивости и смены биогеоценозов, меры сохранения экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции ее результатах; видообразовании как процесса увеличения видов; происхождении человека; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации растительного и животного мира; закономерности эволюции; основные царства органического мира их роль в природе;
- должны уметь
сравнивать (распознавать, узнавать определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы агробиоценозы;
обосновывать (объяснять сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; влияния антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; вредное влияние загрязнений природной среды мутагенами на наследственность человека;
-применять знания по биологии для формирования картины мира; для гуманного , этического поведения в природе; в деле охраны природы, редких и исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни и сохранения своего здоровья; в суждениях по культурологическим проблемам;
-владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями в научной и популярной литературе; составлять развернутый план и тезисы текста, конспектировать текст, составлять схемы и готовить рефераты.
Владеть компетенциями (обозначенными следующими знаками):
- Коммуникативной *
- Рефлексивной -
- Личностного саморазвития ^
- Ценностно-ориентационной ·
- Смыслопоисковой ¦
Профессионально-трудового выбора>
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для грамотного оформления результатов биологического исследования;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении).