Тематическое планирование курса технологии для 4 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, 2008 год издания и ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство: Каждый народ - художник, автор Л. А. Неменская
Автор: Воробьева О.Я.

Пояснительная записка (2)

Данное календарно – тематическое планирование составлено из расчета 3 учебных часов (всего102 часа). В планирование для 4 класса включено изучение учебного модуля «Практика работы на компьютере» (12 часов) для обеспечения выполнения требований Государственного образовательного стандарта по предмету «Технология (Труд)».
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усваиваемость, поскольку информация, упражнения, закрепление ЗУН проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
При составлении данной рабочей программы делался упор:

  1.  на развитие образного мышления и изучение национальных культур, на использование традиций народного художественного творчества, на обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высоко художественные предметы быта;
  2.  на воспитание  системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
  3.  на создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусства и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Рабочей программой предусматривается художественная деятельность школьников на уроках ИЗО с использованием разнообразных форм выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат)  и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование из бумаги, лепка, графика.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности – изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Планирование занятий велось сообразно выполнению следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Рабочей программой предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об изобразительном искусствебудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления процесса создания работы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки – диспуты, уроки – путешествия и уроки – праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данной рабочей программе педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой поставленной задачи и способствует успешному ее решению.  Доминирующей технологией обучения является технология развития у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности (Б. М. Неменский), также используются развивающие технологии свободного воспитания и психологической поддержки (Я. Корчак; М. Монтессори), элементы технологий личностно-ориентированного образования (Сериков В.В.,  Бондаревская Е. В.) и игровых (Шмаков С. А., Никитина Б. П.).
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства; выбор и использование адекватных выразительных средств. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира ученика начальной школы, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть усвоено понятие «культурного многообразия», сформировано толерантное отношение к «отличающимся от меня», к людям «иной» культуры, «иных» традиций; чувства сопричастности к территории, к коллективу, к национальной культуре и истории и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.