"Тематическое планирование курса технологии для 10 класса по профессии "Портной" (базовый уровень) "

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной «Программе профессиональной подготовки учащихся 8-11 классов по профессии «Портной», утвержденной Приказом Областного Комитета по образованию №152 от 29.03.06
Автор: Иванова Е.А.

Пояснительная записка (2)

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предполагает профессиональное обучение в объеме 130 часов, а также производственную практику в объеме 40 часов в 10 классе. Для профессиональной подготовки используются часы, отведенные на образовательную область «Технология», и часы из вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной школы (приказ Министерства Образования РФ № 322 от 9.02.1998г.).
В соответствии с этим реализуется авторская «Программа профессиональной подготовки учащихся 8-11 классов по профессии «Портной» (код 16909 по ОК 016-94)», разработчик Иванова Е.А., рекомендованной ВГИПК РО 8.09.2003г.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом направленности классов реализуются программа профильного уровня в 10 классе.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений опрофессии портногобудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики:

  • профориентационных игр («Спящий город», «Угадай профессию»,  «Человек-профессия», «Самая-самая»);
  • межпредметных интегрированных уроков (кулинария, столярное дело, предпринимательство);
  • внеклассных инегрированных мероприятий «День матери», «Масленица», «Пасха»;
  • проектной деятельности по ключевым темам курса.

         Для начального профессионального образования приоритетным можно считать раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в рабочей программе это является основой для целеполагания.
Принципиально важная роль отведена в программе  участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творчес­кая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непремен­ным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных предс­тавлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация дея­тельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его ос­мысление и рефлексию результатов деятельности.
При начальной профессиональной подготовке по профессии «Портной» в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модуль­ный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодо­леть традиционную логику изучения  технологическогоматериала — от единичного к обще­му и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  технологических процессов «всеобщее – общее - единичное».
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе начального профессионального образования , что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  начальной профессиональной подготовки по профессии «Портной».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять план, тезисы, конспект. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, , чертеж, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предпо­лагает актуализацию информационной компетентности учащихся. В тре­бованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных зна­ковых системах (текст, таблица, схема), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информа­ции. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: фор­мулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргумента­ции научные сведения, участвовать в дискуссиях по технологическим проблемам и др.