Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной «Программе профессиональной подготовки учащихся 8-11 классов по профессии «Портной», утвержденной Приказом Областного Комитета по образованию №152 от 29.03.06. Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
-для учащихся:
- Шершнева Л.В. Основы конструирования женской одежды. - М.: Легпромбытиздат, 1987;
- Назарова И.Н. Технология швейных изделий. – М.: Легпромбытиздат, 1985;
- Бузова Б.А. Материаловедение. – М.: Легпромбытиздат, 1986;
- Прошицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии: 8-11 кл. — М.: Просвещение, 1995.
- для учителя:
- Быков З.Н., Крючков Г.В. и др. «Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий», М.- Высшая школа, 1986г.
- Литвинец Э.Н. «Забытое искусство», М. – Знание, 1992г;
- Лында А.С. «Методика трудового обучения», М.- Просвещение, 1977г.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Это определило цели обучения по курсу начальной профессиональной подготовки по профессии «Портной»:
- освоение знаний о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о значении и основных составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; о методах творческой деятельности, применяемых для решения технических и технологических задач; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;
- овладение умениями соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессией; находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг;
- развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;
- воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
- подготовка к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг;
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;
- Овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления одежды и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии;
- Освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенциями.
В содержание теоретического обучения входит формирование у учащихся 10 класса знаний по устройству оборудования, приспособлений и инструментов, применяемых в швейном производстве, а также технология изготовления плечевых и поясных изделий. Время обучения включает теоретические и практические занятия. Планируется продуктивный уровень освоения материала программы. В процессе практического обучения при выполнении несложных производственных работ особое внимание уделяется формированию у лицеистов умений и навыков по различным специализациям профессии «Портной». В процессе труда учащиеся знакомятся с производством широкого круга работ в области швейной промышленности: это и подготовительно-раскройные операции, и технология обработки деталей, узлов изделий, и поузловые ВТО и др. Участвуя в производительном труде, учащиеся совершенствуют практические умения своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, вариативность форм занятий предполагает стимулирование информационно-коммуникативной деятельности учащихся в виде составления конспектов, планов, алгоритмов технологических процессов, таблиц, кинематических и логических схем.