Тематическое планирование курса информатики для 11 класса (профильный уровень)

Данный календарно-тематический план изучения курса «Технологии» в 11 классах физико-математической направленности естественнонаучной линии дифференциации разработан в соответствии с образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Автор: Дмитриева Н.В.

Пояснительная записка

Данный календарно-тематический план изучения курса «Технологии» в 11 классах физико-математической направленности естественнонаучной линии дифференциации разработан в соответствии с образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Данный план составлен исходя из следующих требований и документов:

  • федерального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Вестник образования России, июль 14’2004) для среднего (полного) общего образования на профильном уровне;
  • адаптированных авторских программ:
  • профильного курса «Информатика и ИКТ»  в старшей школе Н.Д. Угриновича;
  • разноуровневого обучения  основ информатики и информационных технологий М.И. Еременко, рекомендованная для использования в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (утвержденной зав. кафедрой математического образования и информационных технологий доктором пед. наук, профессором Т.К. Смыковской и проректором по организационно-методической работе кандидатом пед. наук, доцентом Н.Н.Рождественской 08.09. 2003.).

Календарно-тематический план для 11 класса  и  ориентирован на использование учебника и практикума: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии, 10-11 класс», (2003, 2004, 2005г.), а также используются дополнительные пособия: учебники и практикумы Н.В.Макаровой  «Информатика 10-11» (2001г.),   «Сборник задач по информатике в 2-х частях» под ред. И.Семакина (2003г.) для 8-11 классов.
Изучение информационных технологий в старшей школе направлено на достижение
следующих целей:

  • Освоение и системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль  информационных процессов в обществе;
  •  Овладению умениями построения и описания объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных предметов;
  • Воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения и передачи  информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информационно-коммуникационных технологий и включает в себя элементы профильного обучения по данному предмету, а именно подбор задач и тем способствуют:

  • систематизации знаний в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубления их с учетом профиля;
  • развития компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями;
  • совершенствования навыков работы с информацией на уровне адекватного применения  основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;
  • приобретения опыта использования программных средств, ориентированных на решение задач профильной области;
  • формирования умения использовать и самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;
  • расширения опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и интернет-технологий в соответствии с профилем обучения.

В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:

  • информация и информационные процессы;
  • моделирование и формализация;
  • информационные технологии обработки текста и графики;
  • информационные технологии обработки числовой информации;
  • технология хранения, поиска и сортировки информации;
  • технологии создания и преобразования информационных объектов;
  • мультимедийные технологии;
  • компьютерные коммуникации, с углубленным изучением сетевых технологий, а именно WEB-технологий.

  На изучение  информационных технологий отводится в 11 классе  -  70час (2 час в неделю).
В календарно-тематическом планирование отражены три уровня знаний и умений учащихся.
Базовый уровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту по содержательной линии информационные технологии, который должен быть усвоен всеми учащимися.
Продвинутый уровень - это целостная, функционально полная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала, теоретического и практического характера). Наполнение практической части курса зависит от линии дифференциации и направленности, а именно физико-математической с программированием, так, например технология моделирования изучается на материале математического и физического содержания (движение маятника, волновое движение, движение тела, брошенного под углом к горизонту, исследование и построение графиков функций, графическое решение уравнений, и т.д.).
Углубленный уровень – уровень решения творческих задач и разработки проектов, требующих дополнительных знаний по предмету, например, овладения технологией создания сайтов. Углублению знаний способствуют и занятия на элективных курсах:

  • Обработка отсканированных изображений в ADOBE PHOTOSHOP;
  • Телекоммуникационный этикет (Безопасная работа в Интернет);
  • Web-редактор FrontPage;
  • Создание графического объекта в редакторе Corel DRAW;
  • Создание и оформление издательской продукции Microsoft Publisher.

В результате учебная деятельность на уроках  технологии  направлена на формирование и развитие способности к следующим ключевым компетенциям: информационно-коммуникативная, учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая и социально-трудовая, а также  способность к самосовершенствованию.
По окончанию 11 класса учащиеся должны
Знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации;
  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов;
  • распознавать, описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту или процессу;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе и гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью диаграмм;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными информационными системами и эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • соблюдения  правил техники безопасности и гигиены, эргономики и ресурсосбережения  при использовании средств ИКТ.

Как правило, учащиеся на практических занятиях работают по группам, используется проектный метод обучения для реализации поставленных задач.

В календарно-тематическом плане система дидактического обеспечения представлена в виде программных продуктов Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, стандартных программ Windows), Web-редакторов, поисковых систем Internet, CD-диска «Репетитор»  фирмы «Кирилл и Мефодий», а также разработанных учениками программ обучения, контроля знаний в виде презентаций, сайтов, комплектов практических работ и разноуровневых тестов.