Тематическое планирование курса информатики для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информатики и содержит элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ. Сокращены некоторые разделы профильной программы, так как в лицее преподавание «Информатики и ИКТ» состоит из двух предметов «Информатика и ИКТ» и «Технология», (имеются ввиду информационные технологии), и на всё отводится - 210ч. (3 часа в неделю). По Федеральной программе - это 280ч. (4 часа в неделю). В данном календарно-тематическом планирование рассматриваются только отдельные разделы данной программы, большая часть её представлена в тематическом плане по «Технологии»
Автор: Дмитриева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)

 

 

Система учебных занятий

 

Кол час

 

Содержание (основные понятия)

Педагогические средства и вид деятельности учащихся

 

Информационно-методическое обеспечение

 

Планируемый результат и уровень освоения
Учебно-познавательная компетенция

1

 Информация и информатизация общества
Цель: Проверить знания учащихся, объяснить учащимся взаимосвязь тем курса информатики и технологии, повторить знания по данной теме и по технике безопасности
1.1.Задачи курса информатики в 11кл.
Техника безопасности.
1.2.Вводной контроль

2

 

 

1

1

 

 

 

Обзор тем 11 класса.
Повторение тем «Информация. Информатизация общества, информационная культура. Формы представления информации в ПК»
Техника безопасности

 

 

 

 

Эвристическая беседа

Инструкция по технике безопасности

 

 

Базовый уровень:                          Знать: основные понятия  и примеры информационных процессов в обществе, формы представления ин­формации в ПК

 

 

Продвинутый уровень
Уметь: применять полученные знания для анализа процессов в мире
Продуктивный, творческий уровень

2 Алгоритмы
Цель: сформировать  необходимость процесса алгоритмизации при решении задач на ЭВМ, систематизировать знания по теме,  изучить и повторить методы решения задач.
Формировать учебно-познавательную, информационно-технологическую, знаниво-операциональную  компетенции
2.1.Алгоритмы. Способы описания.
Основные типовые задачи на все алгоритмические конструкции. Повторение.
2.2.Методы решения задач на компьютере (метод пошаговой детализации и метод сборочного конструирования)
2.3.Трассировка алгоритмов. Тестирование алгоритмов

4

 

 

 

 

2

 

1

1  

 

 

Способы описания алгоритмов
Основные типовые задачи на все алгоритмические конструкции
Трассировка алгоритмов
Тестирование алгоритмов
Этапы решения задач на ПК. Отладка и сопровождение задач.
Методы решения задач на компьютере (метод пошаговой детализации и метод сборочного конструирования). Сравнительные характеристики. Выбор метода решения

Эвристическая беседа с проблемной ситуацией

Практикум

Тренинг
Поиск оптимального решения
Защита разработанного алгоритма

 

 

Набор тестов (ЕГЭ)
Задачи на составление алгоритмов

 

Базовый уровень:
Знать: все способы описания алгоритмов,
методы решения задач.
Уметь: выполнять трассировку проверку правильности составленных алгоритмов, решать задачу разными способами.

Продуктивный уровень

 

Углубленный уровень:
Уметь: составлять тесты для проверки правильности   работы алгоритма

Продуктивный, творческий уровень

3

  Моделирование и формализация, как метод познания мира
Цель: Сформировать представление  о моделировании, как методе познания и об этапах компьютерного и математического моделировании.
Формировать учебно-познавательную, информационно-технологическую, ценностно-смысловую, коммуникативную  компетенции
3.1.Система. Информационная модель системы. Классификации.
3.2.Модель, свойства моделей (повторение). Адекватность модели объекту.
3.3.Модели мировоззрения
3.4.Моделирование  знаний и логическое программирование.
3.5.Логическиея модели представления знаний. Базы знаний.
3.6.Модели знаний на графах

10

 

 

 

 

2

1
1
2

2

2

 

 

 

 

Понятие моделирования, типы моделей. Разные модели одного объекта.
Информационные модели.
Метод математического моделирования, этапы компьютерного математического моделирования. Адекватность модели объекту.
Модели знаний. Логическая модель представления знаний.
Понятие о языке логического программирования Пролог. Модели  знаний  на графах. Базы знаний

 

 

 

Эвристическая беседа

Лекция

Практикум
Тренинг
Творческая работа по работке модели. Обсуждение, защита созданной модели
Создание баз знаний

Практические работы
Разноуровневые тесты
Примеры разработанных баз данных

 

 

Продвинутый уровень:
Знать:   виды моделей, технологию решения задач, составлением задачи математического моделирования.
Уметь: разбираться в описаниях моделей, приводить примеры формализованного описания объекта, строить простейшие модели. Приводить примеры баз знаний.
 Продуктивный уровень

 

 

Углубленный уровень:
Иметь представление о базах знаний  и областях их применения
Знать: процесс создания математической модели и методы их проверки.
Продуктивный уровень

4

Языки программирования

Цель: систематизировать знания об инструментальных средствам программистов и дать представление о видах программирования, об объектно-ориентированном программировании.
Формировать учебно-познавательную, информационно-технологическую, ценностно-смысловую компетенции
4.1.Алгоритмы и программы, как информационные модели.
4.2.Классификация языков программирования. Повторение: программное обеспечение ПК.
4.3.Алгоритмические языки.
4.4.Объектно-ориентированное программирование

4

 

 

 

1

1
1

1

 

 

 

 

 

Алгоритмы и программы, как информационные модели. Классификация языков программирования. Логическое программирование.
Обзор алгоритмических языков
Объектно-ориентированное программирование.
Объект. Свойства и методы объектов.
События и их обработка

 

 

 

 

Лекция
Дискуссия
Групповая работа по практике объектно-ориентированного программирования

 

Разноуровневые тесты

 

 

 

 

Базовый уровень:
Знать: классификацию языков программирования, назначение инструментальных современных средств программистов.
Репродуктивный уровень

 

 

 

 

Углубленный уровень:
Уметь: ориентироваться в современных системах программирования и создавать проекты в среде Delphi.
Продуктивный, творческий  уровень

5

Программирование на Delphi
Цель: познакомить с  программированием в объектно-ориентированной среде. Формировать знаниво-операциональную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенции
5.1.Среда Delphi, интерфейс, панели инструментов. Технология создания и отладка проекта.
5.2.Решение  простейших задач на Delphi
Программирование:
- Диалог.
- Ветвление.
- Выбор
- Циклы
5.3.Проект в среде Delphi

10

 

 

1

 

5

 

 

4

 

 

Среда, загрузка, основные понятия.
Технология создания проекта на объектно-ориентированном языке.
Типы данных, обработка.
Создание кнопок управления.
Программирование простейших алгоритмических конструкций

 

 

Эвристическая беседа с проблемной ситуацией
Практикум
Тренинг
Творческая работа по созданию программ

Среда Delphi,
Практические работы

 

 

Продвинутый уровень:
Знать: технологию создания проекта и уметь программировать простейшие действия
Уметь: работать в группе, презентовать созданный  проект
Продуктивный уровень

 

 

Углубленный уровень:
Уметь: создавать проекты в среде Delphi.
Продуктивный уровень

6

Перспективы развития компьютерной техники. Нанотехнологии
Цель: Сформировать знания о направлениях в развитии компьютерной техники.
Формировать учебно-познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, общекультурную  компетенции
6.1.Искусственный интеллект
6.2.Проекты создания компьютера 5-го поколения. Повторение: поколения ЭВМ.
6.3.Нанотехнологии и развитие компьютерной техники

5

 

 

 

1

2

2

 

 

 

Понятие искусственного интеллекта. Робототехника. Нанотехнологии и создание «мыслящих» компьютеров.
Общественный интерфейс. Примеры программных продуктов, в которых он реализован.
Проекты создания компьютера 5- го поколения

 

 

Лекция
Поисковая работа в интернет по данойтеме с выступлениями и презентациями

Последние номера журналов по информатике, информация из сети Интернет

Продвинутый уровень:
Знать: Направления  развития вычислительной техники и современные технические и научные предпосылки для создания компьютеров нового поколения
 Продуктивный уровень

Углубленный уровень:
Знать: проблемы создания компьютеров 5-го поколения.
Продуктивный уровень

7

 

 

 

8

Информатика и методы познания
Цель: Познакомить с  моделями мышления человека.
Формировать учебно-познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, общекультурную  компетенции
7.1.Модели мышления человека
7.2.Диалектический метод познания.
Резерв

4

 

 

2
2
1

 

 

Осмысление методологии научного познания. Законы диалектики, как отражение человеческого мышления.
Повторение к экзаменам, обобщение полученных знаний

 

Эвристическая беседа с проблемной ситуацией
Систематизация знаний (составление таблиц с классификацией)

Задачи разноуровневые,
схемы для визуализации постановок и решения задач

Продвинутый уровень:
Иметь представления о законах познания мира
Продуктивный уровень

Уметь: применять полученные знания для осмысления поставленных задач
Творческий уровень