Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Н.Д.Угриновича.
План ориентирован на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса Угриновича Н.Д., - 2007г. Материал учебника структурирован по трем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики по темам «Компьютер и программное обеспечение», «Технология обработки графической информации» и компьютерный практикум.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Изучение пропедевтического курса информатики в основной школе (5 – 6 классы) в лицее предусмотрено в программе вводного курса Л.Л.Босовой. Изучение базового курса информатики на второй ступени общего образования, начиная с 7 класса, ведется по программе Н.Д.Угриновича.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 7 классах определяются следующим образом:
- Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- Освоение понятий базового курса школьной информатики;
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого базового курса информатики для 7 классов положены следующие принципы:
- Целостность и непрерывность;
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;
- Практико – ориентированность;
- Принцип дидактической спирали;
- Принцип развивающего обучения.
Согласно действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 7 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.
На основании программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 7 классов реализуются уровни: базисный и продвинутый.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Учащиеся 7 класса должны:
· знать функциональную схему компьютера;
· знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
· перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
· знать назначение и основные функции операционной системы;
· уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
· уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);
· соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере
· объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
· уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
· уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;
· иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;
· уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для седьмых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Технология обработки графической информации» овладевают коммуникативными, общекультурными, эстетическими навыками, умениями презентовать результаты своего труда, которые являются востребованными в любой предметной области.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№ |
Тема |
Компетенции |
1. |
Компьютер и программное обеспечение |
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
2. |
Технология обработки графической информации |
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
В состав учебно-методического комплекса входят:
Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2007.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.). А также используются программы Microsoft Office: Word, PowerPoint.