Тематическое планирование курса информатики для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 10 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 10» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова
Автор: Сигаев Д.К.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)

№ п/п

Система уроков (количество часов)

 

Дидактическая  модель обучения

Педагогические средства
(вид деятельности уч-ся)

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Творческий уровень

1. Раздел программы: Повторение – 2 часа
Цель:  вспомнить требования техники безопасности, основные навыки работы в программах-приложениях Microsoft Office, полученные в 9 классе

1.1
1.2

Повторение
Техника безопасности при работе за компьютером

проблемная поисковая

проблемная беседа, организация совместной учебной деятельности;

индивидуальная,
групповая

Умеют: следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникативных технологий, (репродуктивный уровень).
Знают: назначение и основные возможности программ пакета MS Office; типовую структуру интерфейса и назначение его элементов
(репродуктивный уровень).

Умеют: создавать, редактировать и форматировать любые тексты, владеть основными приемами создания и заполнения электронных таблиц и баз данных, создания и оформления сайтов и печатных продуктов (продуктивный уровень).

Знают: санитарные правила и нормы, предъявляемые к помещению и рабочему месту специалиста, работающего с ЭВМ.
Умеют: создавать любые информационные объекты в среде программ пакета MS Office
(продуктивный уровень).

Инструктаж по ТБ
Кодекс законов об охране труда, СанПиН от 2003 г.
Программы пакета MS Office (Word, Excel, Access, Publisher, Front Page)

2

Вводный контрольный тест (1 час)
Цель: оценить уровень знаний, полученных в 9 классе

поисковая

упражнения, проблемные задания;

индивидуальная

Знают: устройство компьютера, понятия компьютерная графика, её виды, редактирование, форматирование текста, электронные таблицы, базы данных, элементы окна Word

Умеют: работать с пакетом программ MS Office, выполняя различную обработку информации

Умеют: применять нестандартные решения, исходя из имеющихся алгоритмов действия

Тесты для проверки знаний

3. Раздел программы: Информация и информационные процессы – 9 часов
Цель: научиться измерять и кодировать различного вида информацию, оперировать числами в различных системах счисления

3.1

Информация. Свойства информации. Количество информации

поисковая

организация совместной учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знают: понятие информация,
свойства и единицы измерения информации
Умеют: измерить количество информации

Знают: основные определения информатики; как компьютер обрабатывает информацию
Умеют: привести примеры информации, различных свойств

Умеют: рассчитать количество информации с помощью разных формул

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.2

Представление и кодирование информации

проблемное изложение

Проблемные беседа, задачи

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знают: принцип дискретного представления информации
Умеют: кодировать информацию различными способами

Знают: способы кодирования
Умеют: кодировать и раскодировать информацию,

Знают: принципы кодировки
Умеют: составлять собственные кодировки

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.3

Системы счисления

объяснительно-иллюстративная проблемное изложение

лекция, проблемные задачи

Фронтальная, индивидуальная

Знают: понятия система счисления, позиционная, непозиционная системы счисления

Понимают: отличие позиционной системы счисления от непозиционной

Умеют: привести пример систем счисления, могут создать алфавит своей системы счисления

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.4

Перевод чисел, арифметические операции в позиционных системах счисления

объяснительно-иллюстративная
проблемная

Практикум, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

Умеют: осуществлять перевод целых чисел из десятичной системы в другую и обратно.

Умеют: осуществлять перевод целых и дробных чисел из десятичной системы в другую и обратно.

Умеют производить арифметические действия с числами различных систем счислений

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.5

Представление чисел в компьютере. Двоичное кодирование

объяснительно-иллюстративная

Беседа, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

Знают: важнейшие основания деления информации и её виды, как представляется информация в компьютере

Знают: способы определения минимальной длины кода
Умеют: пользоваться таблицами кодировки

Знают: представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.6

Аналоговый и дискретный способы представления информации

проблемная
поисковая

Проблемные задания, организация совместной учебной деятельности

Фронтальная

Знают: основные носители информации, их свойство, формы передачи и восприятия информации

Знают: отличие аналоговых и дискретных сообщений.

Умеют: характеризовать и приводить примеры аналоговых и дискретных сообщений

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.7

Двоичное кодирование текстовой, звуковой и графической информации

объяснительно-иллюстративная,
поисковая

Беседа,  Практикум

Фронтальная, индивидуальная

Знают: понятия пространственной дискретизации, растр, глубина кодирования, частота дискретизации

Умеют: рассчитывать объемы памяти, занимаемой текстом, звуком, изображением

Знают: зависимость объема информации от типа файла
Могут создать мультимедийный информационный объект

3.8

Кодирование звуковой информации

проектная

Исследование, проектирование

Групповая

Знают: характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов. (репродуктивный уровень).
Умеют редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. (Продуктивный уровень).

Умеют: выбрать графический редактор для создания или редактирования  графического документа (Продуктивный уровень).
Умеют проводить оценку качества оцифрованного звука (Продуктивный уровень

3.9

Зачетное занятие

Поисковая, эвристическая

Проблемные задания, упражнения

Индивидуальная

Знают: основные понятия по теме: «Информация, информационные процессы»

Умеют: производить расчеты и кодирование информации

Умеют: работать с аналоговыми и дискретными сообщениями

Тесты для проверки знаний