Тематическое планирование курса информатики для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 10 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 10» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова
Автор: Сигаев Д.К.

Пояснительная записка (2)

При выполнении творческих работ формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения творческих и жизненных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации.
Для реализации компетентностного подхода принципиально важная роль в рабочей программе отведена участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме::

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;
  • осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;
  • осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания; лабораторные работы, алгоритмы и задания для выполнения практических работ и организации проектной деятельности.
Для реализации данной рабочей программы система информационно-методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • операционной системы Widows XP Professional, графических редакторов Corel Photo Paint, Corel Draw, Adobe Image Ready, текстового процессора Microsoft Word, табличного процессора Microsoft Excel, системы управления базами данных Microsoft Access, файловыми менеджерами Проводник и Free Commander, Internet Explorer, Web-редактора Front Page, антивирусными программами AVP Касперского;
  • дидактических материалов к урокам.

В таблично-графической схеме программы в каждой теме указаны практические работы. Настоящая рабочая программа предусматривает усвоение программы «Информатика и ИКТ» по следующим уровням:
Базовый уровень – уровень знаний и умений, соответствующих стандарту общего образования по информатике и информационным технологиям, который должен быть усвоен всеми учащимися. Предполагает узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной и типовой деятельности с опорой и по памяти.
Продвинутый уровень – это целостная функциональная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала теоретического и практического характера). Предполагает самостоятельное выполнение типовой деятельности, а также создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
Творческий уровень –уровень знаний и умений творческого характера, выходящий за предметные рамки и используемый не только в учебной, но и в жизненной практике. Предполагает самостоятельное создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности, умение самостоятельно выстроить технологическую цепочку для получения требуемого результата.
Деление уровней усвоения на базовый, продвинутый и творческий позволяет дифференцировать требования к учащимся, обеспечив при этом обязательное овладение учащимися базовыми знаниями в соответствии с федеральным образовательным стандартом.
В результате обучения по программе учащиеся 10 класса:
должны знать/понимать:

  •  различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);
  • назначение и функции операционных систем;

должны уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
    • создавать рисунки с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
    • создавать гипертекстовые информационные объекты;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

    • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
    • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
    • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
    • передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм для автоматизации коммуникационной деятельности.