Тематическое планирование курса информатики для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 8 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 8-9» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова
Автор: Сигаев Д.К.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)

№ п/п

Система уроков (количество часов)

 

Дидактическая  модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности уч-ся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Творческий уровень

1

Повторение
Техника безопасности при работе за компьютером

проблемная поисковая

проблемная беседа, организация совместной учебной деятельности

индивидуальная,
групповая

Умеют: следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникативных технологий, (репродуктивный уровень).
Знают: назначение и основные возможности программ пакета MS Office; типовую структуру интерфейса и назначение его элементов
(репродуктивный уровень).

Умеют: создавать, редактировать и форматировать любые тексты, владеть основными приемами создания и заполнения электронных таблиц и баз данных, создания и оформления сайтов и печатных продуктов (продуктивный уровень).

Знают: санитарные правила и нормы, предъявляемые к помещению и рабочему месту специалиста, работающего с ЭВМ.
Умеют: создавать любые информационные объекты в среде программ пакета MS Office
(продуктивный уровень).

Инструктаж по ТБ
Кодекс законов об охране труда, СанПиН от 2003 г.
Программы пакета MS Office (Word, Excel, Access, Publisher, Front Page)

2. Информация и информационные процессы. – 4 часа
Цель: научиться измерять и кодировать различного вида информацию, оперировать числами в различных системах счисления

2.1

Понятие об информации
П/р №1

поисковая

проблемная беседа

индивидуальная

Имеют представление о понятии «информация»

Знают: определения понятия «информация»;
Умеют: привести примеры передачи информации, различных свойств информации

Умеют: рассчитать количество информации с помощью формулы Шеннона

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

2.2

Представление информации

проблемное изложение

организация совместной учебной деятельности

индивидуальная,
групповая

Знают: принцип дискретного представления информации
Умеют: кодировать информацию.

Знают: способы кодирования
Умеют: кодировать и раскодировать информацию, 

Знают: принципы кодировки
Умеют: составлять собственные кодировки

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

2.3

Информационная деятельность человека

поисковая

упражнения, проблемные задания

индивидуальная

Имеют представление об информационной деятельности человека

Знают: виды информационной деятельности человека
Умеют: обрабатывать, передавать и хранить информацию

Знают. Способы обработки, передачи и хранения информации
Умеют: создавать собственные способы обработки инф-ции

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

2.4

Основные информационные процессы.

поисковая

проблемная беседа, организация совместной учебной

индивидуальная

Знают: понятие информац. процесса
Умеют: выделять информац.процессы в …

Знают: виды информац. процессов
Умеют: различать инф.профессы

Знают: виды информационных процессов
Умеют: описать собственные информац. процессы

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

3. Компьютер как  универсальное устройство обработки информации – 8 часов
Цель: Познакомиться с программным и аппаратным обеспечением персонального компьютера, операционной системой. Научиться основам работы со служебными и стандартными программами.

3.1

Компьютер как средство обработки информации

П/р №2

Репродуктивная,  поисковая, объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

Понимают: принципы устройства ПК, основные тенденции развития аппаратного обеспечения ПК
Могут: объяснить схему устройства ПК

Понимают: основные технологические проблемы обработки инф-ции

Умеют: подготовить доклад (интерактивную лекцию) по материалам компьютерной периодики о средствах обработки инф-ции

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

3.2

Микропроцессор.

П/р №3

Поисковая,
проектная

Организация совместной учебной деятельности, исследование

Фронтальная, Групповая

Знают: назначение процессоров
Умеют: анализировать возможности процессоров

Умеют: определять виды процессоров.

Умеют: прогнозировать динамику развития процессоров

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

3.3
3.4

Устройства памяти

П/р № 4

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: назначение и функции памяти
Умеют: определять тип памяти

Знают: особенности внешней и внутренней памяти

Знают: разновидности ОЗУ и ПЗУ

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

3.5

Устройства ввода информации

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: назначение и функции устройств ввода информации
Умеют: определять тип устройств ввода информации

Знают: особенности устройств ввода информации

Умеют: настраивать устройства ввода информации

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

3.6

Устройства вывода информации

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная, Групповая

Знают: назначение и функции устройств вывода информации
Умеют: определять тип устройств вывода информации

Знают: особенности устройств вывода информации

Умеют: настраивать устройства вывода информации

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

3.7
3.8

Взаимодействие устройств компьютера

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: схему взаимодействия устройств компьютера
Умеют: объяснять схему устройства ПК

Знают: понятие открытой архитектуры ПК
Умеют: подключать устройства ПК

Умеют: подключать и настраивать устройства ПК

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова, сайт «Устройства компьютера»

4. Алгоритмы и исполнители – 8 часов
Цель: организовать учебную деятельность по изучению теоретических основ алгоритмики

4.1

Понятие алгоритма

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: понятие алгоритма

Умеют: приводить примеры алгоритмов

Умеют: создавать алгоритмы

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.2

Свойства алгоритма
П/р №5

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: свойства алгоритма

Умеют: характеризовать свойства отдельного алгоритма

Знают: как применять свойства алгоритма при решении прикладных задач

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.3

Формы представления алгоритма
П/р №6

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: формы представления алгоритмов
Умеют: словесно-формульно описывать алгоритм

Знают: отличия в представлениях алгоритма
Умеют: представлять алгоритм в виде блок-схемы

Умеют: применять различные формы алгоритма при решении задач

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.4

Линейный алгоритм
П/р №7

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: понятие линейного алгоритма
Умеют: определять линейный алгоритм

Умеют: решать задачи на применение линейного алгоритма

Умеют: создавать линейный алгоритм

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.5

Разветвляющийся алгоритм
П/р №8

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: понятие разветвляющийся алгоритм
Умеют: определять разветвляющийся алгоритм

Умеют: решать задачи на применение разветвляющегося алгоритма

Умеют: создавать разветвляющийся алгоритм

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.6

Циклический алгоритм
П/р №9

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: понятие циклический алгоритм
Умеют: определять циклический алгоритм

Умеют: решать задачи на применение циклического алгоритма

Умеют: создавать циклический алгоритм

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.7

Вспомогательный алгоритм
П/р №10

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: понятие вспомогательный алгоритм
Умеют: определять вспомогательный алгоритм

Умеют: решать задачи на применение вспомогательного алгоритма

Умеют: создавать вспомогательный алгоритм

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

4.8

Стадии создания алгоритма

Проблемное изложение

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: стадии создания алгоритма
Умеют: создавать алгоритм

Умеют: представлять алгоритм по стадиям разработки

Умеют: подготовить доклад об этапах разработки алгоритма

Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5. Обработка текстовой информации – 8 часов
Цель: Научиться использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки текстовых документов.

5.1

Создание и редактирование документов

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

Знают: возможности окон текстового процессора; минимальный набор типовых операций любого текстового процессора

Знают: дополнительные возможности Word. Издательские возможности процессора Word
Умеют: интегрировать объекты из других программных приложений; пользоваться автозаменой

Умеют: осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.2

Форматы текстовых документов
П/р №11

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, переходить от одного представления данных к другому

Умеют работать с текстовой информацией и организовывать собственную информационную деятельность

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.3

Форматирование документа
П/р №12

проектная

создание продукта

индивидуальная, групповая

Знают: роль буфера промежуточного хранения;
Умеют: форматировать документы

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.4

Гипертекст
П/р №13

проектная

создание продукта

индивидуальная, групповая

Знают: понятие гипертекста

Умеют: оформлять гипертекст

Умеют: подготовить доклад о применениях гипертекста

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.5

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
П/р №14

имитационное моделирование

Исследование

Групповая, фронтальная

Умеют: пользоваться компьютерными словарями и системами машинного перевода текстов

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.6

Системы оптического распознавания текстов
П/р №15

объяснительно-иллюстративная

создание продукта

Фронтальная

Умеют: пользоваться сканером и программами распознавания печатного текста

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.7

П/р №16,17

объяснительно-иллюстративная

создание продукта

Фронтальная

Умеют: осуществлять поиск и замену; оформлять текст в виде нескольких колонок; оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей; структурировать текст, используя нумерацию страниц; списки, ссылки, оглавления; использовать технологию создания и форматирования таблиц; создавать и использовать формулы, гиперссылки в документе; размещать графические объекты в документах

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

5.8

П/р №18,19

объяснительно-иллюстративная

создание продукта

Фронтальная

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

6. Мультимедийные технологии. – 6 часов
Цель: Научиться использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки звука и видео, создания компьютерных презентаций

6.1

Компьютерные презентации
П/р №20

объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

индивидуальная, групповая

Знают: понятие компьютерной презентации
Умеют: создавать простую презентацию

Знают: этапы создания презентации
Умеют: создавать презентацию с анимацией

Знают: как оформить проект в виде презентации
Умеют: создавать проект в виде презентаций

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

6.2

Дизайн презентаций и макеты слайдов
П/р №21

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: основные дизайнерские приемы
Умеют: использовать шаблоны

Знают: правила разработки дизайна слайдов
Умеют: создавать дизайн слайдов

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

6.3

Звуки и видео
П/р №22

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: основные форматы звуковых и видео файлов
Умеют: различать форматы

Умеют: создавать звуковые и видео файлы, а также обрабатывать их

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

6.4

Композиция и монтаж
П/р №23

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

индивидуальная, групповая

Знают: понятие композиции и монтажа
Умеют: создавать композицию и монтаж

Знают: этапы создания композиции
Умеют: создавать качественный монтаж

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

6.5

Технология записи звука и видео
П/р №24

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Групповая

Знают: основные технологии записи звука и видео
Умеют: записывать звук и видео

Знают: как использовать при записи кодировку

Умеют: подготовить доклад о звуковых и видео файлах

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

6.6

Применение анимационных объектов

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Групповая

Знают: основные правила применения анимационных объектов

Умеют: применять анимационные объекты

Умеют: применять собственные анимационные объекты

Информатика и ИКТ. Практикум для 8-9 кл./Н.В. Макарова

Всего – 34 часа