Тематическое планирование курса информатики для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 8 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 8-9» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова
Автор: Сигаев Д.К.

Пояснительная записка (2)

В требованиях к учащимся ключевое значение придается комплексным умениям по организации работы с информационными моделями (алгоритм,), поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема). На уроках учащиеся могут более уверенно:

  • определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
  • комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • организуют совместную информационную деятельность (согласование и координация с другими участниками).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В таблично-графической схеме рабочей программы в каждой теме указаны номера практических работ, темы которых представлены ниже:

  • Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
  • Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
  • Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
  • Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
  • Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
  • Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
  • Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
  • Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
  • Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
  • Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
  • Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
  • Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
  • Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  • Вставка в документ формул.
  • Создание и форматирование списков.
  • Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
  • Создание гипертекстового документа.
  • Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
  •  Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
  • Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
  • Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
  • Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
  • Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
  • Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания; лабораторные работы, алгоритмы и задания для выполнения практических работ и организации проектной деятельности.
Для реализации данной рабочей программы система информационно-методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • операционной системы Widows XP Professional, текстового процессора Microsoft Word, табличного процессора Microsoft Excel, программы для создания презентаций PowerPoint, файловыми менеджерами Проводник и Free Commander, Internet Explorer, антивирусными программами AVP Касперского;
  • дидактических материалов к урокам.

Настоящая рабочая программа предусматривает усвоение программы «Информатика и ИКТ» по следующим уровням:
Базовый уровень – уровень знаний и умений, соответствующих стандарту общего образования по информатике и информационным технологиям, который должен быть усвоен всеми учащимися. Предполагает узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной и типовой деятельности с опорой и по памяти.
Повышенный уровень – это целостная функциональная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала теоретического и практического характера). Предполагает самостоятельное выполнение типовой деятельности, а также выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
Творческий уровень –уровень знаний и умений творческого характера, выходящий за предметные рамки и используемый не только в учебной, но и в жизненной практике. Предполагает самостоятельное создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности, умение самостоятельно выстроить технологическую цепочку для получения требуемого результата.
Деление уровней усвоения на базовый, продвинутый и творческий позволяет дифференцировать требования к учащимся, обеспечив при этом обязательное овладение учащимися базовыми знаниями в соответствии с федеральным образовательным стандартом.
В результате обучения по программе учащиеся 8 класса:
знают/понимают

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

умеют

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-  создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-  создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-  создавать записи в базе данных;
-  создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.