Тематическое планирование курса информатики для 5 класса (дополнительное образование)

"Программа «Компьютерная анимация» по содержательной, тематической направленности является научно-технической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации - индивидуально ориентированной и групповой; по времени реализации – годичной."
Автор: Серова Н.Д.

Программа дополнительного образования (3)

Методическое обеспечение

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть. Форму занятий можно определить как  индивидуальная и групповая деятельность детей.
На занятиях дети знакомятся с различными программами создания анимационных объектов, доступных данному возрасту «Мульти-Пульти», «Мышка Мия», «Power Point».
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала.   Каждый   последующий   этап  включает в себя  новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления. Так, на начальном этапе освоения программ учитель демонстрирует разработанные ранее  учениками  мультфильмы и ставит перед детьми проблему: какие возможности программы использованы. Затем ставится проблема - придумать свой фильм. Решаются задачи: как реализовать тот фильм, который хотят разработать дети. В конце года, реализуя проект «Моё увлечение» ученики уже сами выбирают как тему, так и средства ее воплощения в анимированный объект.
Для того чтобы подвести детей, особенно 11-12 лет, к освое­нию системы понятий, предлагается исследовательский и проектный методы.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является  игровая и практическая  деятельность. Значительно оживить занятие, придать ему характер творче­ского соревнования можно с помощью введения иг­ровых ситуаций. (Напри­мер, перед тем как составлять сценарий мультфильма, можно пофантазировать в игре  «Если бы я был…(таким героем)». В значительной мере интерес формируется под влиянием различных впечатлений, которые есть у учеников этого возраста от просмотра известных мультфильмов.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения созданию анимированных компьютерных объектов является разъ­яснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концен­трическими кругами: от самых общих параметров проекта к все более частным. Например, при составлении про­екта мультфильма нужно последовательно определить содержание, выстроить сценарий, произвести настройку звука и движения, наметить  план презентации фильма. Для преодоле­ния  трудностей, возникающих по ходу разработки проекта, ребенку предлагаются ряд упражнений, направ­ленных на формирование необходимых навыков. Так, например, для достижения навыков создания анимированных объектов сначала выполняются практические работы: «Освоение возможностей программы».
При отборе программных средств ребенок также последовательно должен выбрать подходящий продукт, затем, приступить к поиску нужных средств настройки анимации и звука.
Совершенствованию работы ученика по созданию мультфильма  способствует метод проекта.  Прием объяснения ребенком собственных действий, а также Прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможно­стях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию коммуникативной, информационно-технологической и ценносто-смысловой компетенций.
Использование Приема оценкии самооценки призвано куль­тивировать чувство творческой неудовлетворенности, основан­ное на противоречии между идеальным образом данной идеи и ее конкретным воплощением. Это чувст­во заставляет автора вновь обращаться к уже готовому продукту с целью его усовершенствования, и тем самым оно стано­вится психологической основой для развития саморефлексии, побуждает к саморазвитию и самообразованию.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности используются методы, воздействующие на нее извне путем создания на  занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекатель­ных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внима­тельное и бережное отношение к детскому творчеству, индивиду­альный подход. Всячески поощряется участие в конкурсах, показывается их роль в дальнейшем развитии умений.
Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы является коллективное обсужде­ние во время проведения презентации проектов «Моё увлечение». В процессе просмотра работ происходит обсуждение ориги­нальности замысла и его воплощения автором, сравнение раз­личных решений.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к обучению.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие программных средств и разработанных ранее проектов детей по данной тематике.

Литература:

    • «Информатика»: Учебник для 6 класса /Л. Л. Босова. – М.:Бином.Лаборатория базовых знаний, 2006.
    • Информатика и информационные технологии. Учебно-методический комплекс  по информатике и ИКТ для 7-9 классов под ред. Угриновича Н. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002-2005гг
    • Описание игр на CD-дисках «Мульти-Пульти», «Мышка Мия»