Программа дополнительного образования (3)
Методическое обеспечение
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как индивидуальная и групповая деятельность детей.
На занятиях дети знакомятся с различными программами создания анимационных объектов, доступных данному возрасту «Мульти-Пульти», «Мышка Мия», «Power Point».
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления. Так, на начальном этапе освоения программ учитель демонстрирует разработанные ранее учениками мультфильмы и ставит перед детьми проблему: какие возможности программы использованы. Затем ставится проблема - придумать свой фильм. Решаются задачи: как реализовать тот фильм, который хотят разработать дети. В конце года, реализуя проект «Моё увлечение» ученики уже сами выбирают как тему, так и средства ее воплощения в анимированный объект.
Для того чтобы подвести детей, особенно 11-12 лет, к освоению системы понятий, предлагается исследовательский и проектный методы.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является игровая и практическая деятельность. Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. (Например, перед тем как составлять сценарий мультфильма, можно пофантазировать в игре «Если бы я был…(таким героем)». В значительной мере интерес формируется под влиянием различных впечатлений, которые есть у учеников этого возраста от просмотра известных мультфильмов.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения созданию анимированных компьютерных объектов является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров проекта к все более частным. Например, при составлении проекта мультфильма нужно последовательно определить содержание, выстроить сценарий, произвести настройку звука и движения, наметить план презентации фильма. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу разработки проекта, ребенку предлагаются ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так, например, для достижения навыков создания анимированных объектов сначала выполняются практические работы: «Освоение возможностей программы».
При отборе программных средств ребенок также последовательно должен выбрать подходящий продукт, затем, приступить к поиску нужных средств настройки анимации и звука.
Совершенствованию работы ученика по созданию мультфильма способствует метод проекта. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также Прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию коммуникативной, информационно-технологической и ценносто-смысловой компетенций.
Использование Приема оценкии самооценки призвано культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной идеи и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому продукту с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития саморефлексии, побуждает к саморазвитию и самообразованию.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности используются методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. Всячески поощряется участие в конкурсах, показывается их роль в дальнейшем развитии умений.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы является коллективное обсуждение во время проведения презентации проектов «Моё увлечение». В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных решений.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к обучению.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие программных средств и разработанных ранее проектов детей по данной тематике.
Литература:
- «Информатика»: Учебник для 6 класса /Л. Л. Босова. – М.:Бином.Лаборатория базовых знаний, 2006.
- Информатика и информационные технологии. Учебно-методический комплекс по информатике и ИКТ для 7-9 классов под ред. Угриновича Н. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002-2005гг
- Описание игр на CD-дисках «Мульти-Пульти», «Мышка Мия»