Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе “Школа 2100” курса «Эстетическое мышление и художественный труд», авторов О.А.Куревина, Е.А.Лутцева,в рамках традиционной системы обучения по модели “Школа 2100”. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Прекрасное рядом с тобой» О.А.Куревина , 2006 г., а также дополнительных пособий: для учителя «Прекрасное рядом с тобой. 2 класс» Методическое пособие, О.А.Куревина, 2005 г., для учащихся рабочая тетрадь «Прекрасное рядом с тобой». Пособие по синтезу искусств и художественному труду, О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, 2006 г.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
саморазвитие и развитие личности ребенка;
выявление творческого потенциала, на осознание целеположения деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления;
- развитие качеств творческой личности;
- формирование основ эстетических и политехнических знаний и умений;
- расширение общекультурного кругозора учащихся.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения во 2 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости эстетических и технических понятий, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, планировать, обсуждать, наблюдать, обеспечивает духовное, эстетическое, творческое и личноcтное развитие детей.
В соответствии с этим реализуется:
- типовая программа модели “Школа 2100” в объеме 34 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ. содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественно-творческого процесса. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени начальной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” технологические карты, инструкции безопасной работы инструментами,
Требования к уровню подготовки учащихся 2”В” класса (базовый уровень)
должны знать:
- о происхождении бумаги;
- о свойствах картона, видах бумаги и картона;
- о тканях растительного происхождения (х\б и льняные), их свойства, строение;
- правила пользования инструментами - циркулем;
- об экономной, рациональной разметке нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- о профессиях и ремеслах города, где живут дети;
- понятия – конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основня контурная, выносные, размерные, линия сгиба) и др..
должны уметь:
- размечать по линейке, угольнику, циркулем с опорой на эскиз;
- соединять детали клеевым способом (склеивание и наклеивание крупных деталей), проволочным, подвижным, ниточным;
- отделывать детали и изделия ручными строчками;
- самостоятельно организовывать рабочее место.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной.