Тематическое планирование курса окружающий мир для 2 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Прекрасное рядом с тобой» О.А.Куревина
Автор: Родионова Е.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе “Школа 2100” курса «Эстетическое мышление и художественный труд», авторов О.А.Куревина, Е.А.Лутцева,в рамках традиционной системы обучения по модели “Школа 2100”. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников «Прекрасное рядом с тобой» О.А.Куревина , 2006 г., а также дополнительных пособий: для учителя «Прекрасное рядом с тобой. 2 класс» Методическое пособие,  О.А.Куревина, 2005 г., для учащихся рабочая тетрадь «Прекрасное рядом с тобой». Пособие по синтезу искусств и художественному труду, О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, 2006 г.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения  технологии:
саморазвитие и развитие личности ребенка;
выявление творческого потенциала, на осознание целеположения деятельности.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое  функционирование эстетического мышления;
  • развитие качеств творческой личности;
  • формирование основ эстетических и политехнических знаний и умений;
  • расширение общекультурного кругозора учащихся.


Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения во 2 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости эстетических и технических понятий, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, планировать, обсуждать, наблюдать, обеспечивает духовное, эстетическое, творческое и личноcтное развитие детей.
В соответствии с этим реализуется:

  • типовая программа модели “Школа 2100” в объеме 34 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ. содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о технологии будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления художественно-творческого процесса. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени начальной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” технологические карты, инструкции безопасной работы инструментами,
Требования к уровню подготовки учащихся 2”В” класса (базовый уровень)
должны знать:

  • о происхождении бумаги;
  •  о свойствах картона, видах бумаги и картона;
  • о тканях растительного происхождения (х\б и льняные), их свойства, строение;
  • правила пользования инструментами - циркулем;
  • об экономной, рациональной разметке нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • о профессиях и ремеслах города, где живут дети;
  • понятия – конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основня контурная, выносные, размерные, линия сгиба) и др..

должны уметь:

  • размечать по линейке, угольнику, циркулем с опорой на эскиз;
  • соединять детали клеевым способом (склеивание и наклеивание крупных деталей), проволочным, подвижным, ниточным;
  • отделывать детали и изделия ручными строчками;
  • самостоятельно организовывать рабочее место.

Владеть компетенциями:  коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной.