Часть IV |
Хозяйство России (12 часов)
Цель: - общее знакомство с особенностями структуры экономики России;
- изучение основных проблем природно-ресурсной базы, расширение и углубление знания о природно-ресурсном потенциале страны как основе формирования рынка сырья, проблемах рационального ресурсопользования. Получение представления о первичном секторе экономики. |
№ п/п |
Система уроков |
Дата |
Содержание темы
Базовая программа, |
Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий) |
Содержание
учебно-познавательной
деятельности |
Информационно методическое обеспечение |
53,54. |
Тема:
Что такое хозяйство страны.
Как география изучает хозяйство
Домашнее
задание:
§45,46 стр.221-226,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
ВВП,
производительность труда,
хозяйство страны,
предприятие,
комплекс,
отраслевая структура,
условия размещения,
факторы размещения,
территориальная структура хозяйства.
Объекты:
ВВП страны – главный критерий уровня ее экономического развития. Хозяйство России, его устройство. Отраслевая структура хозяйства. Основные секторы хозяйства. Производящая и потребляющая зоны.
Межотраслевые комплексы.
Как география изучает хозяйство. Принцип размещения предприятий. |
Репродуктивный
Называют признаки понятий: «ВВП»,
«производительность труда».
Называют межотраслевые комплексы России, условия размещения предприятий и факторы.
Продуктивный
Дают оценку развитию страны по показателю ВВП, сравнивают с другими странами мира.
Объясняют причины снижения ВВП России после 1991 года.
Объясняют: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Объясняют принцип географического подхода в изучении хозяйства страны.
* - ? |
Вводная беседа
Анализ стат. данных, составление таблицы
Анализ рисунка
Выполнение блок-схемы
Мини конспект
Вопросы и задания |
Экономическая карта России
страница 221,
таблица «ВВП России и стран мира» стр. 221
рис.72 «Отраслевая структура России (по доле занятых)» стр.223
схема рис.73. «Межотраслевые комплексы» стр. 224
«Три основных критерия в географическом подходе изучения хозяйства страны».
вопросы и задания 1-4 стр. 224, стр. 226 |
55-56. |
Тема:
Состав первичного сектора экономики.
Природно-ресурсный потенциал России
Домашнее
задание:
§47,48 стр.226-229,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
первичный сектор,
национальное богатство.
Объекты:
отрасли, составляющие первичный сектор экономики; отличие первичного сектора от других отраслей хозяйства. Типы и виды природных ресурсов.
Компоненты природы, используемые человеком в процессе производства. |
Репродуктивный
Называют типы и виды природных ресурсов, и их назначение, что такое природные ресурсы.
Продуктивный
Анализируют состав отраслей, эксплуатирующих природу.
Дают оценку запасам природных ресурсов страны.
Объясняют причины значительной доли всех затрат на отрасли первичного сектора экономики.
Классифицируют природные ресурсы, приводя собственные примеры.
* - ? |
Вводная беседа
Мини конспект
Составление ранжированного ряда
Анализ таблицы
Вопросы и задания |
Комплект карт природных ресурсов России
таблица 24 «Типы и виды природных ресурсов» стр. 224
«Россия и страны мира. Затраты на первичный сектор экономики» стр. 227
таблица 25 «Удельный вес России в мировых запасах некоторых природных ресурсов, в %» стр. 229
вопросы и задания 1-3 стр. 228
вопросы и задания 1-3 стр. 229 |
57. |
Тема:
Богата ли Россия ресурсами
Домашнее
задание:
§49 стр.230-232,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
ресурсные базы,
природно-ресурсный потенциал.
Объекты:
сырьевые базы страны, их качество и геологические условия;
природно-ресурсный потенциал России, и крупнейшие ресурсные базы. Обеспеченность страны различными видами ресурсов. |
Репродуктивный
Называют: ресурсные базы России, и показывают их на карте.
Продуктивный
Анализируют долю России в мировой добыче полезных ископаемых.
Дают оценку природно-ресурсному потенциалу страны.
Объясняют причины значительных различий ресурсных баз страны. |
Вводная беседа
Анализ стат. данных, по таблице
Анализ таблицы
Составление ранжированного ряда |
Комплект карт природных ресурсов России
таблица «Природно-ресурсный потенциал России и стран СНГ» страница 266
таблица 27 «Обеспеченность страны разведанными запасами некоторых видов ресурсов» стр. 232
«Россия и страны мира. Добыча природных ресурсов» стр. 230 |
|
|
|
|
Творческий
Анализируют причины различия запасов природных ресурсов по различным базам страны.
* - ? ¦ |
Поиск ответа на вопрос
Вопросы и задания |
вопрос-3 стр. 232
вопросы и задания 1,2 стр. 232 |
58. |
Тема:
Сельское хозяйство
Домашнее
задание:
§50 стр.232-234,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
сельхоз. угодья,
мелиорация,
эрозия.
Объекты:
отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей;
земля – главное богатство России. Качество земельных ресурсов, эрозийные процессы. Улучшение земель за счет мелиорации. |
Репродуктивный
Называют: отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей.
Продуктивный
Определяют территории, наиболее благоприятные для ведения с/х. Объясняют причины значительных различий в их размещении.
Дают оценку земельным запасам страны.
Творческий
Анализируют карты, выделяя районы распространения эрозии, засоления почв.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Анализ стат. данных, по таблице
Анализ текста, составление схемы
Поиск ответа на вопрос
Вопросы и задания |
Карта «Почвенные ресурсы»
таблица «Показатели развития сельского хозяйства в некоторых странах мира (на душу населения)» страница 267
стр.233 «Сельхоз. угодья России»
стр. 233 «Эрозийные процессы»
вопрос-2 стр. 234
вопросы и задания 1,3 стр. 234 |
59-60. |
Тема:
Земледелие
Животноводство
Домашнее
задание:
§51,52 стр.234-238,
вопр. к параграфу:
|
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
полеводство,
технические культуры,
АПК – агропромышленный комплекс.
Объекты:
Земледелие в России. Полеводство. Главные отрасли - зерновое хозяйство. |
Репродуктивный
Называют основные культуры, выращиваемые в стране. Направления в животноводстве. Состав АПК.
Продуктивный
Анализируют географию возделывания некоторых с/х культур. |
Вводная беседа
Составление схемы
Анализ таблицы |
Карты растениеводства и животноводства
стр. 237 «Состав АПК»
таблица «Некоторые экологические показатели сельскохозяйственных растений» стр. 268 |
|
Тип урока
Объяснение нового материала. Составление ЛОК |
|
Виды зерновых культур и их размещение по территории страны. Технические культуры и ареалы их распространения. Многолетние насаждения.
Состав животноводческого комплекса. Основные направления скотоводства.
АПК и его звенья. |
Объясняют причины, влияющие на распространение озимых и яровых культур.
Определяют территории взаимного влияния специализации земледелия и животноводства в разных районах страны.
Объясняют особенности, производственных связей и принципов размещения отраслей хозяйства.
- ? * |
ЛОК Составление таблицы
Задание на обоснование, анализ таблицы
Составление типовой схемы
Проблемный вопрос |
«Производство с/х культур на территории России» стр. 234-236
задание и таблица 28 стр. 236 «Основные направления скотоводства»
«Агропромышленный комплекс России, его взаимосвязи».
вопрос 3 стр. 238 |
61. |
Тема:
Лесное хозяйство. Охота
Домашнее
задание:
§51,52 стр.234-238,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Объекты:
Леса – часть живой природы. Место России в мировом лесном хозяйстве. Правила использования леса. Роль леса в российской экономике. Охота, заготовка пушнины. Главные промысловые животные. |
Репродуктивный
Называют основные правила использования леса. Показывают по карте лесные территории страны.
Продуктивный
Анализируют карты географии лесных ресурсов.
Объясняют роль леса в российской экономике.
Объясняют основные диспропорции географии лесных ресурсов страны.
Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении леса, лесных запасов, сокращения количества лесных обитателей под влиянием человека.
- ? * |
Вводная беседа
Поиск ответа на вопрос
Составление блок-схемы
Проблемный вопрос
Сообщения учащихся
Стендовые доклады |
Карта «Леса России»
вопрос 2 стр. 241
стр. 239 «Использование леса в России»
вопрос 1 стр. 241
«Лес – наше богатство» |
62. |
Тема:
Рыбное хозяйство
Домашнее
задание:
§54 стр.241-242,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Объекты:
Добыча и разведение рыбы, морепродуктов. Районы рыболовства. Морской промысел. Предприятия, перерабатывающие рыбу.
Рыбоводство во внутренних водоемах. |
Репродуктивный
Называют районы рыболовства. Показывают по карте рыбопромысловые бассейны.
Продуктивный
Анализируют карты географии рыбных ресурсов.
Объясняют основные причины сокращения вылова рыбы и рост цен на неё.
- ? * |
Вводная беседа
Поиск ответа на вопрос
Мини-конспект
Вопросы и задания
|
Карта «Океаны», «экономическая карта России»
вопрос 2 стр. 242
стр. 242 «Рыбопромысловые бассейны»
вопрос 1-3 стр. 242
|
63. |
Тема:
Географический фактор в развитии общества
Домашнее
задание:
§55 стр.242-246,
вопр. к параграфу:
Тип урока
Беседа |
|
Объекты:
Влияние природной среды (леса, степей, полей, гор, рек) на исторический процесс развития общества. Отражение красоты природных ландшафтов в произведениях художников, поэтов, писателей. |
Репродуктивный
Называют роль природной среды на жизнь человека.
Продуктивный
Анализируют природные объекты и их влияние на жизнь людей.
Приводят примеры произведений писателей художников, поэтов, отражающие красоту российской природы
- ? * |
Вводная беседа
Поиск ответа на вопрос
Вопросы и задания
|
Презентация «Природа и человек»
вопрос 1,2,3 стр. 246
вопрос 4 стр. 246
|
64. |
Обобщающее повторение
Контрольная
работа |
|
|
|
|
Итоговое занятие по теме. Вопросы стр. 246 |
65-68 |
Резервные уроки |
|
|
|
|
|