Тематическое планирование курса географии для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Природа. Население. Хозяйство»: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (2)

Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)

6.

Тема:
Государственная территория России

Домашнее задание:
§5 стр. 22-26;
Вопросы: стр.26.

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
государственная территория,
В.О. Ключевский,
засечные линии,
вектор колонизации.

Объекты:
формирование и освоение государственной территории

Репродуктивный
Называют: основные направления русской колонизации: северное, южное, северо-восточное, западное.

Продуктивный
Определяют; исторические выгоды геополитических приоритетов царской России.

Индивидуальный, фронтальный опрос,
работа с картой

 

Работа с рисунком

Физическая карта России
CD «История освоения России»

 

рис. 7 стр.25 «Формирование государственной территории России»

 

Тип урока
Проблемная беседа, проблемная задача

 

основные направления русской колонизации,
освоение Сибири.

Объясняют: формирование и освоение государственной территории России.

¦ * ? -

Вопросы и задания

Вопросы и задания

вопрос 1 стр. 26

вопросы и задания 2, 3 стр.26

7.

Тема:
Российские пространства: вопросы и проблемы

Домашнее задание:
§6 стр. 26-30;
Вопросы: стр.30.

Тип урока
Урок получения новых знаний

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
экономическая эффективность территории,
северность положения.

Объекты:
размеры экономически эффективной территории России,
роль природы в формировании Российского государства.

Репродуктивный
Называют и показывают: экономически эффективные территории России.

Продуктивный
Сравнивают; экономически эффективной территории России со странами зоны севера.
Объясняют: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России.

Творческий
Прогнозируют развитие северной территории России во времени.

¦ * ? -

Индивидуальный, фронтальный опрос,
работа с картой

Анализ таблицы

 

 

Работа с рисунком
Составление ранжированного ряда

 

Анализ карты по рис.

Вопросы и задания

 

Физическая карта России

 

Таблица 1 стр.27 «Экономически эффективная территория ряда крупных государств»

рис. 8 стр.28 «Планетарная зона Севера России»

 

рис.9, 10 «Российская Арктика» стр. 29, 30
вопросы и задания 3 стр.30

8.

Тема:
Государственные границы России. Сухопутные и морские границы. Соседи России

Домашнее задание:
§7, 8 стр. 31-39;
Вопросы: стр.26.

Тип урока
Беседа с видеоподдержкой

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
контактные границы,
интеграция,
конфронтация,
легитимность,
территориальные воды,
экономическая зона.

Объекты:
контактные границы с соседними странами, типы границ России, их протяженность,
прозрачные и барьерные границы.

Репродуктивный
Показывают границы России пограничные страны, называть соседей первого и второго порядка. Морские и сухопутные границы.

Продуктивный
Сравнивают; границы страны со странами мира. Выделять наиболее выгодные из них.

Фронтальный опрос,
работа с картой

 

 

Работа с рисунком
Старые и новые границы

Анализ таблицы

 

Физическая карта России
стр. 257 «Моря, омывающие Россию»,
«Архипелаги и острова»

 

рис. 11 стр.31 «Типы границ России». Работа в тетради.

таблица 2 стр.33 «Границы России и ее соседи»

 

 

 

геополитические границы, учитывающие отношения между странами, моря, омывающие территорию России,
сухопутные и морские границы;
значение границ во внешней торговле.

Объясняют: особенности морских границ, экономические и территориальные воды.

Творческий
Анализируют проблему спорных территорий страны с Японией, Китаем, Прибалтикой.

¦ * ? -

ЛОК «Морские границы»

 

Вопросы и задания, анализ таблиц

 

Вопросы и задания

 

Контурная карта

текст стр. 35, рис. 12 стр. 36 «Границы государства, их виды»

 

вопрос стр. 37,
таблица 3,4 стр.38  «Внешняя торговля России»
вопросы и задания  стр.39

«Государственные границы России», стр. 257 «Моря, омывающие Россию»,
«Архипелаги и острова»

9-10

Тема:
Россия на карте часовых поясов

Домашнее задание:
§9 стр. 39-42;
Вопросы: стр.42

Тип урока
Объяснение нового материала + практикум

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
местное время,
поясное время,
нулевой часовой пояс,
«Гринвичский меридиан»,
линия перемены дат,
декретное, летнее и зимнее время.

Объекты:
границы часовых поясов,
различия во времени на территории России,
местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Линия перемены дат.

Репродуктивный
Показывают: границы часовых поясов.
Называют местное время, поясное время, линия перемены дат,
декретное, летнее и зимнее время.

Продуктивный
Объясняют причины разницы во времени в разных городах России.
Определяют: разницу в поясном времени на территории России.

Творческий
Составляют и решают задачи на время, используя карту часовых поясов, а также при помощи координат и высоты солнца.

¦ * ? -

Фронтальный опрос,
работа с картой

 

 

 

Работа с рисунком

 

Теллурий, видеофрагмент

Вопросы и задания

 

Составление задач

Физическая карта России
В.И. Сиротин «Практические работы по географии 6-10 классы»
Атлас России
CD География 6-10 классы
рис. 13, стр.40 «Россия на карте часовых поясов»

 

«Смена дня и ночи»

 

Вопросы 1-7 стр. 42

 

сборник заданий «Вопросы к экзаменам»

11.

Тема:
Как осваивали и изучали территорию России

Домашнее задание:

§10 стр. 43-48;
Вопросы: стр.43;

Тип урока:
Комбинированный

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
Ученые-исследователи:
В. Атласов, В.Н. Татищев, И.к. Кирилов, В. Беринг, Д. и Х. Лазаревы, С.П. Крашенинников, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, В.В. Докучаев, И.Д. Папанин и др.

Объекты:
первооткрыватели Российских земель на севере и востоке страны,
основные маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Репродуктивный
Называют: фамилии первооткрывателей, показывать на карте объекты, названные в честь российских первооткрывателей.
Показывают по карте основные маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Продуктивный
Объясняют: роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

* - ?

Беседа
Работа с картой

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся

Физическая карта РФ,
CD – «Великие русские путешественники»,
Видеофильм:
1. Исследование Камчатки (современные).
2. Исследование Северного Ледовитого океана.

 

 

Защита сообщений.

12.

Тема:
Особенности административно-территориального устройства России

Домашнее задание:

Тип урока:

Проблемное изложение

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
унитарное государство,
федерация,
федеральные округа

Объекты:
историческое прошлое России,
субъекты РФ,
политико-административное устройство,
административно-территориальное устройство России.

Репродуктивный
Называют и показывают субъекты РФ, их отличия, федеральные округа.

Продуктивный
Определяют состав федеральных округов РФ. Показывают на карте федеративное устройство и АТД РФ.

 

Творческий
Анализируют «Административную карту», приводят примеры из СМИ последних изменений АТУ России.
Анализируют стат. данные.

¦ * ? -

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

Анализ схемы

 

Заполнение таблицы

 

Вопросы и задания

Карта «Федеральные округа»

 

рис. 15, стр.51 «Административное устройство России»
вопрос стр. 50
задание 6, 8, рис 16 стр.52

Вопросы 1-5, 7 стр. 52

13.

Контрольная
работа