Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов) |
6. |
Тема:
Государственная территория России
Домашнее задание:
§5 стр. 22-26;
Вопросы: стр.26. |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
государственная территория,
В.О. Ключевский,
засечные линии,
вектор колонизации.
Объекты:
формирование и освоение государственной территории |
Репродуктивный
Называют: основные направления русской колонизации: северное, южное, северо-восточное, западное.
Продуктивный
Определяют; исторические выгоды геополитических приоритетов царской России. |
Индивидуальный, фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком |
Физическая карта России
CD «История освоения России»
рис. 7 стр.25 «Формирование государственной территории России» |
|
Тип урока
Проблемная беседа, проблемная задача |
|
основные направления русской колонизации,
освоение Сибири. |
Объясняют: формирование и освоение государственной территории России.
¦ * ? - |
Вопросы и задания
Вопросы и задания |
вопрос 1 стр. 26
вопросы и задания 2, 3 стр.26 |
7. |
Тема:
Российские пространства: вопросы и проблемы
Домашнее задание:
§6 стр. 26-30;
Вопросы: стр.30.
Тип урока
Урок получения новых знаний |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
экономическая эффективность территории,
северность положения.
Объекты:
размеры экономически эффективной территории России,
роль природы в формировании Российского государства. |
Репродуктивный
Называют и показывают: экономически эффективные территории России.
Продуктивный
Сравнивают; экономически эффективной территории России со странами зоны севера.
Объясняют: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России.
Творческий
Прогнозируют развитие северной территории России во времени.
¦ * ? - |
Индивидуальный, фронтальный опрос,
работа с картой
Анализ таблицы
Работа с рисунком
Составление ранжированного ряда
Анализ карты по рис.
Вопросы и задания
|
Физическая карта России
Таблица 1 стр.27 «Экономически эффективная территория ряда крупных государств»
рис. 8 стр.28 «Планетарная зона Севера России»
рис.9, 10 «Российская Арктика» стр. 29, 30
вопросы и задания 3 стр.30 |
8. |
Тема:
Государственные границы России. Сухопутные и морские границы. Соседи России
Домашнее задание:
§7, 8 стр. 31-39;
Вопросы: стр.26.
Тип урока
Беседа с видеоподдержкой |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
контактные границы,
интеграция,
конфронтация,
легитимность,
территориальные воды,
экономическая зона.
Объекты:
контактные границы с соседними странами, типы границ России, их протяженность,
прозрачные и барьерные границы. |
Репродуктивный
Показывают границы России пограничные страны, называть соседей первого и второго порядка. Морские и сухопутные границы.
Продуктивный
Сравнивают; границы страны со странами мира. Выделять наиболее выгодные из них. |
Фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Старые и новые границы
Анализ таблицы
|
Физическая карта России
стр. 257 «Моря, омывающие Россию»,
«Архипелаги и острова»
рис. 11 стр.31 «Типы границ России». Работа в тетради.
таблица 2 стр.33 «Границы России и ее соседи» |
|
|
|
геополитические границы, учитывающие отношения между странами, моря, омывающие территорию России,
сухопутные и морские границы;
значение границ во внешней торговле. |
Объясняют: особенности морских границ, экономические и территориальные воды.
Творческий
Анализируют проблему спорных территорий страны с Японией, Китаем, Прибалтикой.
¦ * ? - |
ЛОК «Морские границы»
Вопросы и задания, анализ таблиц
Вопросы и задания
Контурная карта |
текст стр. 35, рис. 12 стр. 36 «Границы государства, их виды»
вопрос стр. 37,
таблица 3,4 стр.38 «Внешняя торговля России»
вопросы и задания стр.39
«Государственные границы России», стр. 257 «Моря, омывающие Россию»,
«Архипелаги и острова» |
9-10 |
Тема:
Россия на карте часовых поясов
Домашнее задание:
§9 стр. 39-42;
Вопросы: стр.42
Тип урока
Объяснение нового материала + практикум |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
местное время,
поясное время,
нулевой часовой пояс,
«Гринвичский меридиан»,
линия перемены дат,
декретное, летнее и зимнее время.
Объекты:
границы часовых поясов,
различия во времени на территории России,
местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Линия перемены дат. |
Репродуктивный
Показывают: границы часовых поясов.
Называют местное время, поясное время, линия перемены дат,
декретное, летнее и зимнее время.
Продуктивный
Объясняют причины разницы во времени в разных городах России.
Определяют: разницу в поясном времени на территории России.
Творческий
Составляют и решают задачи на время, используя карту часовых поясов, а также при помощи координат и высоты солнца.
¦ * ? - |
Фронтальный опрос,
работа с картой
Работа с рисунком
Теллурий, видеофрагмент
Вопросы и задания
Составление задач |
Физическая карта России
В.И. Сиротин «Практические работы по географии 6-10 классы»
Атлас России
CD География 6-10 классы
рис. 13, стр.40 «Россия на карте часовых поясов»
«Смена дня и ночи»
Вопросы 1-7 стр. 42
сборник заданий «Вопросы к экзаменам» |
11. |
Тема:
Как осваивали и изучали территорию России
Домашнее задание:
§10 стр. 43-48;
Вопросы: стр.43;
Тип урока:
Комбинированный |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
Ученые-исследователи:
В. Атласов, В.Н. Татищев, И.к. Кирилов, В. Беринг, Д. и Х. Лазаревы, С.П. Крашенинников, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, В.В. Докучаев, И.Д. Папанин и др.
Объекты:
первооткрыватели Российских земель на севере и востоке страны,
основные маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России. |
Репродуктивный
Называют: фамилии первооткрывателей, показывать на карте объекты, названные в честь российских первооткрывателей.
Показывают по карте основные маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Продуктивный
Объясняют: роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
* - ? |
Беседа
Работа с картой
Сообщения учащихся |
Физическая карта РФ,
CD – «Великие русские путешественники»,
Видеофильм:
1. Исследование Камчатки (современные).
2. Исследование Северного Ледовитого океана.
Защита сообщений. |
12. |
Тема:
Особенности административно-территориального устройства России
Домашнее задание:
Тип урока:
Проблемное изложение |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
унитарное государство,
федерация,
федеральные округа
Объекты:
историческое прошлое России,
субъекты РФ,
политико-административное устройство,
административно-территориальное устройство России. |
Репродуктивный
Называют и показывают субъекты РФ, их отличия, федеральные округа.
Продуктивный
Определяют состав федеральных округов РФ. Показывают на карте федеративное устройство и АТД РФ.
Творческий
Анализируют «Административную карту», приводят примеры из СМИ последних изменений АТУ России.
Анализируют стат. данные.
¦ * ? - |
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
Анализ схемы
Заполнение таблицы
Вопросы и задания |
Карта «Федеральные округа»
рис. 15, стр.51 «Административное устройство России»
вопрос стр. 50
задание 6, 8, рис 16 стр.52
Вопросы 1-5, 7 стр. 52 |
13. |
Контрольная
работа |
|
|
|
|
|