Тематическое планирование курса информатики для 1 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников “Информатика в играх и задачах. 1класс” А.В.Горячев
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе “Школа 2000”, автора Горячева А.В. 2005 г.,в рамках традиционной системы обучения по модели “Школа 2000”. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников “Информатика в играх и задачах. 1класс” А.В.Горячев, 2005 г., а также дополнительных пособий: для учителя “Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев, 2003 г.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения  информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
  • Овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  • Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной  компетенций и компетенций личностного саморазвития.

         Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 1 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личноcтное развитие детей.
В соответствии с этим реализуется:

  • типовая программа модели “Школа 2000” в объеме 33 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ. содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатикие и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения , что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса .
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности.  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для  современного курса информатики приоритетным можно считать, раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени начальной школы задачиучебных занятий  определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” и других информационных носителей.
Требования к уровню подготовки учащихся 1класса (базовый уровень)
должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков)на 2 подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказвания.