Тематическое планирование курса обучение грамотности для 1 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование комплекта по обучению грамоте: учебника «Азбука» и пособия в 3-х книжках серии «Я читаю», автор Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе  развивающего обучения Л.В. Занкова.
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование комплекта по обучению грамоте:  учебника «Азбука» и пособия в 3-х книжках серии «Я читаю», автор Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2007 г., а также «Тетрадей по письму» в 4-х частях, авторы Н. В. Нечаева, Н. К. Булычева того же издательства. Дополнительные пособия для учителя:   «Методические пояснения к «Азбуке» и рабочим тетрадям по чтению» Н. В. Нечаева, Москва, 2000 г., «Как учить грамоте читающих и нечитающих детей» Н. В. Нечаева, Москва, 1998 г. 
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения.
Основные задачи периода обучения грамоте:
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
активизировать внутреннюю и внешнюю речь, сделать речь и ее средства объектом осознания учениками;
развить психо-физиологические функции, наобходимые для продуктивного обучения чтению и письму.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.  
Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к учебе, воспитанию  толерантности.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на достижение оптимальногообщегоразвития  каждого ученика. Знания, умения и навыки выступают средствами этого развития.
В соответствии с этим реализуется:
типовая программа «Обучение грамоте», Н. В. Нечаева,2003 г. в объеме 207 ч. на 23 учебные недели. Программа модифицирована; сокращена на 18 часов для того, чтобы после периода обучения грамоте одновременно начать изучение русского языка и литературного чтения.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по обучению грамоте и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
Выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
При развивающемобучении стимулируются  активные формы познания: наблюдение, обсуждение разных  мнений, учебный диалог.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать себя, определять свое знание и незнание.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 года обучения
Иметь представление о следующих связях:
между целью, адресатом, местом общения и формой общения;
между целью устной речи и речевыми средствами;
между целью письменной речи и правильностьюее выражения (оформление предложения, буквенный состав слова).

Владеть общеучебными умениями:
соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
слушать и отвечать на заданный вопрос;
ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму;
различать языковые явления по названным признакам.

Знать:
признаки предложения (смысловая и интонационнная законченность);
оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);
звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
признаки гласных и согласных звуков;
признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;
алфавит.

Уметь:
использовать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
голосом показывать различия в цели высказывания;
пользоваться учебными книгами;
читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова;
темп чтения 20- 30 слов а минуту;
списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
писать правильно под диктовку текст (до 20 слов ), включающий изученные орфограммы;
соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, схемы предложений, придумывать предложения к схеме;
различать на слух звуки речи;
различать гласные и согласные звуки;
определять место ударения в слове;
делить слова на слоги;
находить в ряду слов родственные слова;
применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных букв Ж, Ш, Щ, Ч;
переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).

     Литературоведческая пропедевтика

отличать художественный текст от научного;
давать самую элементарную характеристику литературного произведения (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия) и жанр (сказка, рассказ, стихотворение);
осуществлять группировку языковых явлений;
понимать зависимость смысла предложения от интонации, порядка и форм слов.

Развитие творческих способностей

    К концу первого класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).