№ п/п |
Раздел IV
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Цель: создание условий для получения учащими знаний по факторам, влияющим на формирование климата; дать представление об изменении погоды под влиянием широты местности, закрепить навыки пользования климатической картой.
|
17 |
Тема:
Атмосферный воздух. Температура воздуха
Домашнее
задание:
§23, 24, 25 стр. 86-89, 90-95, 95-97
вопр. к параграфу
Тип урока
Изучение нового материала + беседа |
|
Термины:
атмосфера,
атмосферные слои,
изотерма,
тропики,
полярный круг,
пояса освещенности,
амплитуда температуры воздуха.
Объекты:
Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Пояса освещенности |
Репродуктивный
Называют: признаки понятий атмосфера, атмосферные слои, суточная амплитуда температуры воздуха.
Называют: состав атмосферы, пояса освещенности.
Продуктивный
Объясняют: состав атмосферы, ее структуру. Изменение состава атмосферы во времени. Значение атмосферы для жизни на Земле. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Творческий
Решают задачи
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Фронтальная беседа по рисункам
Анализ рисунка
Работа с таблицами и рисунком
Выполнение рисунка
Решение задач |
Таблицы «Состав атмосферы»
Схема рис.81, 82 стр. 87-88 «Состав и значение атмосферы»
Рисунок 83 стр.91
Демонстрационные таблицы + рисунок 84,85 стр. 92, 93
Рисунок 88 стр. 96 «Пояса освещенности»
задание стр. 92,93,94 |
18. |
Тема:
Атмосферные осадки. Облака
Домашнее
задание:
§26, 27 стр.97-105
вопросы: к параграфу
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины:
относительная влажность,
абсолютная влажность,
гигрометр,
конденсация,
туман,
облака и их виды,
облачность,
осадкомер,
Объекты:
Влага в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Превращение водяного пара в конденсат. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования осадков. |
Репродуктивный
Называют: понятия относительная влажность, абсолютная влажность;
основные виды осадков и облаков.
Продуктивный
Объясняют: образование облачности и причины выпадения осадков.
Рассчитывают: относительную абсолютную влажность.
* - ? |
Вводная беседа
Анализ таблиц
Задание и анализ рисунка
Решение задач
Вопрос на описание
Составление схемы
Анализ диаграмм
Поиск ответа на вопросы |
Таблицы «Атмосфера Земли»
Задание, рис.89 стр. 98
Задание стр. 101
Задание 4 стр. 101
Рис. 94 стр. 103 «Виды осадков»
Диаграммы рис. 95 стр.104
Вопросы 1-3-стр. 105, рис. 96 |
19. |
Тема:
Атмосферное давление. Ветер
Домашнее
задание:
§28,29 стр.105-114
вопросы: к параграфу
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины:
атмосферное давление,
ветер,
бриз,
муссон,
роза ветров.
Объекты:
Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Атмосферное давление.
Направление и сила ветра. Роза ветров. |
Репродуктивный
Называют: признаки понятий атмосферное давление, ветер, бриз, муссон, роза ветров.
Причины образования ветра.
Продуктивный
Характеризуют6 постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров.
* - ? |
Беседа
Анализ демонстрационных таблиц
Поиск ответа на вопросы и рисунок
Анализ рисунков
Построение розы ветров
Описание ветров по рисунку
Выполнение упражнения |
Таблицы «Атмосфера Земли»
Рис. 96 стр. 106
Вопрос стр. 106
Рисунок 99, 100 стр. 107,108
Рисунок 101 стр. 109
рис. 104,105 стр. 112, стр. 113
Вопрос 1-4 стр. 109
Вопрос 1-3 стр. 114 |
20. |
Тема:
Погода. Наблюдения за погодой
Домашнее
задание:
§30 стр.114-117
вопросы: к параграфу
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины:
погода,
воздушные массы.
Объекты:
Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Влажность воздуха. |
Репродуктивный
Называют: характерные признаки погоды.
Продуктивный
Характеризуют: элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Причины разнообразия погоды на Земле. Изменение температуры и давления с высотой. Влажность воздуха.
* - ? |
Вводная беседа
Поиск ответа на вопрос
Анализ рисунка
Анализ карты
Вопросы и задания |
Карта «Климат мира»
Задание 1 стр. 117
Рис. 107 стр. 115 «Изменение погоды при смене воздушных масс»
Рисунок 108 стр. 116 «Карта погоды»,
Вопросы 2-4 стр.117 |
21. |
Тема:
Климаты Земли.
Человек и атмосфера
Домашнее
задание:
§31 стр.117-120
вопросы: к параграфу
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины:
климат,
засуха,
гроза,
гололед.
Объекты:
Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.
Изображение климата на картах. Климатические пояса.
Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. |
Репродуктивный
Называют: признаки понятий тропики,
полярный круг, пояса освещенности. Называют: времена года, и описывать их характеристики.
Продуктивный
Характеризуют: зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.
Творческий
Прогнозируют: последствия изменения климата под влиянием человека, его хозяйственной деятельности.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Анализ карты
Выполнение блок-схемы
Проблемные вопросы
Выполнение заданий |
Карта «Климат мира»,
Таблицы «Климат»
Рисунок 109 стр.118 «Климаты мира»
Рисунок 110 стр. 119 «Климатические пояса Земли»
Задания 1-4 стр. 124, рис. 11,112 стр. 120,121 |
22. |
Обобщающий урок |
|
|
|
|
Вопросы и задания стр. 125-126 |