Раздел III
ЗЕМНАЯ КОРА |
Цель: создание условий для знакомства учащихся с особенностями строения земной коры, породами, ее слагающими; отработка на практике навыков работы с раздаточным материалом. Знакомство с понятием: рельефа мира, его разнообразием; развитие умений работы по карте, показывать и называть наиболее крупные формы рельефа. |
8. |
Тема:
Внутреннее строение Земли
Литосфера - каменная оболочка Земли
Домашнее
задание:
§ 11,13 стр.38-41,
стр. 45-47
Вопросы стр. 41, 47
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины:
земная кора,
оболочки Земли,
ядро, мантия, минералы,
горные породы.
океаническая кора,
литосфера,
литосферные плиты.
Объекты:
Земля и ее недра. Внутреннее строение Земли. Оболочки Земли.
Состав земной коры. Породы ее слагающие.
Строение земной и океанической коры.
Литосфера – твердая оболочка Земли.
Литосферные плиты и их движение. |
Репродуктивный
Знают: название внутренних оболочек Земли. Методы изучения внутреннего строения Земли. Толщину земной и океанической коры.
Называют: группы горных пород.
Продуктивный
Объясняют: свойства, по которым оболочки отличаются друг от друга. Различия в строении земной и океанической коры.
Приводят примеры: горных пород и минералов, распространенных в своей местности.
Показывают: по физической карте основные литосферные плиты и их границы.
* - ? |
Вводная беседа
Анализ рисунка атласа
Анализ рисунков учебника, настенных таблиц
Вопросы и задания |
Таблицы «Внутреннее строение Земли»
Атлас 6 кл. стр. 2, 3
Атлас стр. 2,
рис. 33 стр. 39,
рис. 42, 43, 44 стр. 45, 46,47
Вопросы 1-3 стр. 41,47
|
9. |
Тема:
Строение земной коры.
Горные породы, слагающие земную кору |
|
Термины:
магматические горные породы,
осадочные породы,
обломочные породы,
органические породы,
метаморфические породы. |
Репродуктивный
Знают: названия групп горных пород, их происхождение.
Продуктивный
Объясняют: разницу строения земной и океанической коры. Геологическая история Земли. |
Вводная беседа
Составление опорного плана изучения географических оболочек
План изучения литосферы |
Коллекция горных пород
Стр. 47 В.П. Сухов 6 кл.
(печатный материал)
Кассета 29, 7
(печатный материал)
Стр. 51 В.П. Сухов 6 кл.
|
|
Домашнее
задание:
§ 12 стр. 41-44
Вопросы стр. 41, 44
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Объекты:
Земная кора, ее строение. Внутреннее строение Земли, ее оболочки. Размеры оболочек.
Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. |
Происхождение названий групп горных пород, причины, влияющие на их образование.
Признаки, по которым отличаются горные породы.
Творческий
Работая с раздаточным материалом «Горные породы» находят образцы по описанию.
* - ? ¦ |
Анализ рисунка
Составление опорной схемы «Преобразование горных пород»
Вопросы к параграфу |
Рис. 36-40 стр. 42-43
Рис. 41 стр. 44
Вопросы 1-3 стр. 44 |
10. |
Тема:
Разнообразие рельефа Земли. Изображение на плане и карте неровностей земной поверхности
.Домашнее задание:
§14 стр.48-51;
Вопросы: стр.51
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины:
рельеф,
относительная высота,
абсолютная высота,
отметки высот,
горизонтали (изогипсы)
Объекты:
Описание рельефа. Относительная и абсолютная высота местности. Их измерение. Изображение рельефа при помощи горизонталей (изогипс). Разновидность высоты местности и ее определение. |
Репродуктивный
Называют: разновидность рельефа земной поверхности. Знают термины: относительная высота, абсолютная высота,
отметки высот, горизонтали.
Продуктивный
Объясняют: как определяется высота точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане.
Творческий
Самостоятельно составляют задания на ориентирование на местности.
* - ¦ ? |
Вводная беседа
Анализ рисунка
Практические задания
Составление сравнительной таблицы
Проблемные вопросы, задания
|
Физическая карта мира, России, таблицы
Рис.45 стр. 50
Задания рис. 46 стр. 50
Сравнить понятия «Абсолютная и относительная высота»
Вопросы и задания 4 стр. 51
|
11. |
Тема:
Движение земной коры (литосферных плит). Землетрясения
Домашнее
задание:
§15,16 стр.51-58
Вопросы: стр. 54, 58
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины:
землетрясение,
очаг,
эпицентр,
сейсмический пояс,
горсты и грабены,
сейсмология.
Объекты:
Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Землетрясения. Основные зоны землетрясений. Медленные движения земной коры: горизонтальные и вертикальные. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. |
Репродуктивный
Называют: чем сложена земная кора (литосфера). Показывают: на карте сейсмически активные пояса планеты. Приводят: примеры последствий землетрясений.
Продуктивный
Объясняют: причины землетрясений, от чего зависит его сила. Что такое сейсмически активные пояса. Закономерность их размещения.
Приводят доказательства: существования медленных вертикальных и горизонтальных движений земной коры.
Творческий
Сравнивают карты «Границы ЛП» и «Сейсмозоны».
* - ? |
Вводная беседа
Анализ рисунка «Дрейф материков»
Анализ рисунка
Вопросы к параграфу
Анализ рисунков
Контурная карта 2 |
Карта мира
Презентация «Стихийные природные явления»
Кассета 25
Рис. 47 стр. 52
Рис. 48-51 стр. 52-54
Вопросы 1-6 стр.49
Рис. 44 и 54 стр.47 и 57
Обозначить сейсмические пояса планеты. |
12. |
Тема:
Вулканы, горячие источники,
гейзеры
Домашнее
задание:
§17 стр. 58-63
Вопросы: стр. 63
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины:
вулкан,
кратер, жерло,
магма, лава,
действующие вулканы,
потухшие вулканы,
гейзеры.
Объекты:
Образование вулканов. Типы вулканов.
Основные зоны вулканизма на Земле. Действующие и потухшие вулканы. |
Репродуктивный
Называют: крупнейшие вулканы, и показывают: их на карте. Дают: определение гейзеру, по карте показывать районы, где наблюдаются гейзеры.
Показывают: на карте сейсмически активные пояса планеты. Приводят примеры: последствий извержения вулканов.
Продуктивный
Объясняют: как образуются вулканы, гейзеры. Чем магма отличается от лавы. Характеризуют потухшие и действующие вулканы. |
Вводная беседа
Анализ рисунка
Практические задания и вопросы
Стихи о вулканах |
Карта мира
Презентация «Стихийные природные явления»
Рис. 57 стр. 60
Задания стр. 52
В Интернете найти стихи и вулканах |
|
|
|
Горячие источники и гейзеры.
Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. |
Свойства гейзеров.
Творческий
Используя СМИ, готовят сообщения об извержениях вулканов и землетрясений в настоящее время.
* - ? ¦ |
Сообщения учащихся
Контурная карта |
«Активность Земли в XXI веке»
Обозначить и подписать названия вулканов.
Задание 1-3 стр. 63 |
13. |
Тип урока
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод
Домашнее
задание:
§18-19 стр.63-68
вопросы: к параграфу
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины:
внешние силы,
выветривание,
овраги,
речные долины,
ледники,
барханы,
дюны.
Объекты:
Воздействие внешних сил на рельеф. Основные внешние силы.
Выветривание и его виды.
Работа текучих вод в формировании рельефа.
Работа ветра – процесс разрушения и созидания. |
Репродуктивный
Называют: типы сил, входящих в понятие – внешние. Рассказывают о последствии их деятельности.
Называют признаки понятий: ледники, барханы, дюны.
Продуктивный
Объясняют: в чем причина разрушения гор, что влияет на изменение рельефа местности.
Характеризуют: типы выветривания. Их свойства.
Творческий
Используя дополнительную литературу, готовят сообщения о действии сил выветривания.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Работа с таблицами рисунка
Вопросы и задания
Стихийные явления, вызванные силами выветривания |
Таблицы «Силы выветривания»
Презентация «Стихийные природные явления»
Задания 1-5 стр. 65
Сообщения учащихся |
14. |
Тема:
Рельеф суши.
Горы.
Равнины суши
Домашнее
задание:
§20,22 стр. 68-81
Вопросы: стр. 73,81 |
|
Термины:
горы,
горный хребет,
горные долины,
горная система,
нагорье,
холмистая равнина,
низменность,
возвышенность,
плоскогорье,
впадина |
Репродуктивный
Знают понятия: рельеф, горы, горные породы, полезные ископаемые. Показывать на карте крупнейшие горные системы земного шара. Различать горы по высоте.
Называют и объясняют: основные термины, характеризующие равнины.
Показывают: крупные равнины на карте мира, России. Различать равнины по высоте. |
Вводная беседа
Работа над заданием
|
Карта мира
Презентация «Горы и равнины»
Задание стр.69
|
|
Тип урока
Комбинированный |
|
Объекты:
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа. Изображение рельефа Земли на карте. Различия гор по высоте. Крупнейшие горные системы земного шара
Образование равнин. Изображение равнин Земли на карте.
Различия равнин по высоте. |
Продуктивный
Объясняют: образование гор, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывают: горы земного шара по типовому плану.
Объясняют: виды равнин и их образование.
Описывают: равнины земного шара по типовому плану.
Описывают: особенности жизни и деятельности человека на равнинах и в горах.
Творческий
Прогнозируют: воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.
* - ? ¦ |
Составление таблицы
Анализ рисунка
Анализ рисунка
Задания и вопросы
Задания и вопросы
Контурная карта 3
|
Таблица по рис. 67 «Различия гор по высоте»
Рис. 70 «Различия равнин по высоте» ср. 73
Таблица 3 «Как описывать географическое положение гор и равнин»
Вопросы стр. 69,70,72
Задание 1-4 стр. 73
|
15. |
Тема:
Рельеф дна Мирового океана
Домашнее
задание:
§21 стр. 73-77
Вопросы: стр. 66
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины:
материковая отмель (шельф),
материковый склон,
желоба, котловины,
срединно-океанические хребты, атолл.
Объекты:
Рельеф дна Мирового океана.
Процессы, образующие рельеф на океаническом дне. Изображение рельефа дна океана на карте.
Подводная окраина материков. Материковые острова. Переходная зона. Ложе океана. |
Репродуктивный
Называют и объяснять: основные термины, характеризующие рельеф дна океана, его изучение.
Показывают: на карте формы рельефа океанического дна.
Продуктивный
Объясняют: процессы, образующие рельеф на океаническом дне.
Описывают: отдельные формы рельефа дна Мирового океана. |
Вводная беседа
работа с картой
Анализ рисунка
Работа с презентацией |
Карта мира
Презентация «Рельеф дна океана»
Рис. 71 «Строение дна Атлантического океана» стр. 74
Схема «Рельеф дна океана» (электронный вариант) |
|
|
|
Методы изучения морских глубин. |
Творческий
Прогнозируют: использование шельфовой зоны в хозяйственной деятельности (добыча полезных ископаемых).
* - ? ¦ |
Задания из СМИ
(Освоение Арктики) |
Сообщения учащихся |
16. |
Тема:
Урок обобщения и контроля знаний |
|
|
* - ? ¦ |
Вопросы и задания |
Вопросы стр. 83-84 |