Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по литературе для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Коровина В.И. и др. Русская литература 19 века 10 кл. Учебн. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2005, а также дополнительных пособий: для учителя – Беляева Н.В. и др. Литература 10 кл.: Методические советы / Под редакцией В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2002, для учащихся – Коровин В.И., Журавлев В.П. и др. Русская литература 19 века 10кл.: Практикум – М.: Просвещение, 2006.
Согласно действующему в лицее учебному плану в 10 «Б» классе физико-математической направленности предполагается обучение в объеме 3 часов в неделю;
В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005. Авторы. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературе в
10 «Б» классе реализуется программа базисного уровня.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
В 10 «Б» классе (базисный уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:
- тестовые задания (Е.К. Балашов, А.М. Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию, Саратов, 2002);
- список тем сочинений;
- М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;
- М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;
- видеоподдержка;
- выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века;
- таблицы;
- литературные справочники и словари;
- материал для промежуточной и итоговой аттестации.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
- мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
- Антология русской литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Б» класса (базисный уровень)
должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика. Проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участие в диалоге или дискуссии;
- самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценка их эстетической значимости;
- определение своего круга чтения и оценка литературных произведений.
Условные обозначения: (К) – коммуникативная компетенция; (ЛС) – личностное саморазвитие; (Ц-О) – ценностно-ориентационная; (Ц-С) – ценностно-смысловая