Тематическое планирование курса литературы для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Коровина В.И. и др. Русская литература 19 века 10 кл. Учебн. в 2 ч.
Автор: Хижняк И.Д.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по литературе для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Календарно-тематический план     ориентирован     на     использование учебника Коровина В.И. и др. Русская литература 19 века 10 кл. Учебн. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2005, а также дополнительных пособий: для учителя – Беляева Н.В. и др. Литература 10 кл.: Методические советы / Под редакцией В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2002, для учащихся – Коровин В.И., Журавлев В.П. и др. Русская литература 19 века 10кл.: Практикум – М.: Просвещение, 2006.

Согласно действующему в лицее учебному плану    в 10 «Б» классе физико-математической  направленности предполагается обучение  в объеме 3 часов в неделю;
В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005. Авторы. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. 
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературе в
10 «Б» классе  реализуется программа базисного уровня.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

В 10 «Б» классе (базисный уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:

  • тестовые задания (Е.К. Балашов, А.М. Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию, Саратов, 2002);
  • список тем сочинений;
  • М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;
  • М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;
  • видеоподдержка;
  • выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века;
  • таблицы;
  • литературные справочники и словари;
  • материал для промежуточной и итоговой аттестации.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  •  Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  •  мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
  •  Антология русской литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Б» класса (базисный уровень)
должны знать: ­­­­­­­­­­­

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

должны уметь: ­­­

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика. Проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу  с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участие в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценка их эстетической значимости;
  • определение своего круга чтения и оценка литературных произведений.

Условные обозначения:   (К) – коммуникативная компетенция; (ЛС) – личностное саморазвитие;  (Ц-О) – ценностно-ориентационная; (Ц-С) – ценностно-смысловая