Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания. Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса:
- Афанасьев А. Н. Древо жизни. М: Современник, 1982.
- Бондина А. Пение: Учебник для 4-го класса. Музыка, 1966.
- Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
- Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб. / Сост. Н. Ч. Атанова, Е. В. Шишкина.
- Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.
- Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
- Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание, 1983.
- Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
- Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 1994
- Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.
- Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России. СПб.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1990.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную специфику учащихся.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает
____1____ час базисного учебного плана в четвёртых классах.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского в объеме 34 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по музыке и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в четвёртых классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)
- CD «Волшебная флейта» обучающая игра.
- Энциклопедия искусств
- CD «Музыкальный класс» обучающая программа.
- Интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;
- владеть компетенциями: эмоционально-целлостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной ;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.