Тематическое планирование курса физики для 11 класса (профильный уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Физика 11» Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
Автор: Елькина Г.В.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных учреждений «Физика 10 –11 классы», Г. Я. Мякишев, 2000г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Физика 11» Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,  2003г., а также дополнительных пособий: для учителя
1. «Физика 11 класс поурочные планы по учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева», Г. В. Маркина, 2005г.
2. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе ч.2», под редакцией А.А. Покровского, 1979г.
3. «Физика в 11 классе. Модели уроков», Ю. А. Сауров, 2005г.
4. «Электродинамика. Модели уроков», Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский,. 2000г.
5. «Тестовые задания по физике 11» Г. Д. Луппов, 1999г.
6. «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.
7. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября
Для учащихся:
1. Учебник «Физика 11» Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева,  2005г.
2. Сборник задач по физике Г.Н. Степанова 2003г
3. Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;
  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теориифизики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физикии обеспечивающие  развитие учебно-познавательной ирефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физическихпроцессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: 11 «Б» класс – это класс физико-математический профиля, что предполагает повышенный и углубленный уровень изучения физики, достаточный для продолжения образования по физико-техническим специальностям. Для этого используется модификация вышеназванной программы, а именно: расширяется, по сравнению с базовым уровнем, перечень изучаемых теоретических вопросов, используются задачники и дидактические материалы, для обучения решению задач повышенной сложности. Также предполагается активное использование медиарессурсов лицея и информационных технологий.
В лицейской медиатеке имеются следующие диски:

  1. Физика. Виртуальный учебник
  2. Физика в картинках
  3. Электронный задачник по физике
  4. Уроки физики (5-6кл.)
  5. Уроки физики(9кл)
  6. Уроки физики(10кл)
  7. Физикус
  8. Живая физика
  9. Открытая физика
  10. Репетитор по физике

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
•  в 11 «Б»классеестественно-математическойнаправленности предполагается обучение в объеме 170 часов;
102 часа сверх базисного учебного плана в 11 «Б» классе используется для расширения рамок изучаемого материала, углубления части изучаемых тем, приобретения навыков решения задач повышенной сложности.

  • В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Физика 10 –11 классы»,  Г. Я. Мякишев, 2000г., в объеме 170 часов.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физико-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта— переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий,поэтапного формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-след­ственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифициро­вать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение раз­личать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане  участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направ­ленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского резуль­тата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении  универсальными способами освоения действительности, в разви­тии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной пози­ции учащегося в образовательном процессе.
При профильном изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модуль­ный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодо­леть традиционную логику изучения материала — от единичного к обще­му и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  физическихпроцессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предпо­лагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В тре­бованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных зна­ковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информа­ции.
Специфика целей и содержания изучения физики на профильном уровне существен­но повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и го­товности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и са­мооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в  классе (продвинутый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы Л. А. Кирик (20 экземп.), учебно-тренировочные материалы для полготовки к ЕГЭ разных лет издания (15 экземп.)
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе лицейского кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).
Требования к уровню подготовки учащихся  11 «Б» класса (базовый уровень)
должны знать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучения;
  • определения физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, КПД, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл и формулировку физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавление тел, механические колебания и волны, конвекцию, излучение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление, дисперсию света,
  • использовать физические приборы и  измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: обеспечение безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электротехники;

    • исправность электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
    • рационального применения простых механизмов;
    • оценки безопасности радиационного фона.