Экспериментальная учебная программа курса физики для 7 класса (базовый уровень) по Грачеву

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к экспериментальной учебной программе по физике для основного общего образования (7 – 9 классы) на базовом уровне, А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов, 2007г и ориентирован на использование УМК «Физика 7», А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов, 2007г
Автор: Елькина Г.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч) (3)

Блок 3:Импульс. Закон сохранения импульса (4 часа)

63

Импульс тела. Изменение импульса.

продуктивная эвристическая беседа

Фронтальная и индив. работа

Знают понятие импульс, умеют анализировать (Р)

Знают и умеют анализировать зависимость импульса от скорости тела и его массы (П)

Аналитическая работа со слайд-лекцией (*)

Ф – 7, § 38 письменно упр к § 38: № 1,2.
Д. 26.

64

Система тел. Закон сохранения импульса.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятие замкнутая система тел, ЗСИ, границы его применения (Р)

Умеют доказывать ЗСИ для замкнутой системы тел, объяснять механизм реактивного движения (П)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 39 письменно упр к § 38: № 3,4.
Д. 27.

65, 66

Решение задач по теме
«Применение закона сохранения импульса»

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Ф – 7, § 40 письменно упр к § 40: № 1-5, задачи из упр к § 38
Д. 28.

Блок 4:Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии. (10 часов)

67

Механическая работа.

продуктивная эвристическая беседа

Индив. и фронт. работа

Знают понятие механическая работа, формулу для ее вычисления, единицы измерения, умеют их переводить (Р)

 Умеют выражать силу и перемещение из формулы для расчета механической работы, проверять размерность (П) 

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 41 вопросы к § 41: № 2,4.
Д. 28.

68,69

Решение задач на вычисление работы сил.

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Ф – 7, § 42 письменно упр к § 42: № 1-3.

70

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Индив. и фронтальная работа

Знают понятия: энергия, Ек, Ер, их формулы и единицы измерения; показывают зависимость энергии от m тела, его ?, h подъема над нулевым уровнем или ?x тела (П)

Умеют объяснять взаимосвязь между энергией и работой, проверять единицы измерения в формулах для расчета m, ?, h, к и  ?x (П)

 Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 43,44 письменно упр к § 43: № 3,4. к § 44: № 1,2.
Д. 29.

71

Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают как действует ЗСЭ в замкнутой системе тел и о превращении одного вида механической энергии в другой (Р)

Знают о принципах действия приборов, основанных на применении ЗСЭ для замкнутой системы тел (П)

 Анализ реальных систем тел(*)

Ф – 7, § 45 письменно упр к § 45: № 1-3.
Д. 30.

72

Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии системы тел.

продуктивная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают какие системы тел называются незамкнутыми, как происходит изменение механической энергии в таких системах (Р)

Получение алгоритма анализа и решения задач на ЗСЭ, решение тривиальных задач по теме (Ис·)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 46 письменно упр к § 46: № 2-4.
Д. 31.

73

Мощность.

Продуктивная эвристическая беседа

Индив. и фронт. работа

Знают понятие мощность, формулу для расчета мощности, системные и внесистемные единицы мощности, их перевод (Р, П)

Анализируют взаимосвязь работы и мощности при равномерном движении, умеют получить формулу N=F? (П, Ис)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 47 письменно упр к § 47: № 1,2.
Д. 32.

74,75

Решение задач на расчет энергии и мощности.

продуктивная Индив. опрос

Групп. работа

Умеют рассчитывать энергию тел, мощность, развиваемую телом при выполнении работы (Р,П)

Решают задачи на расчет КПД механизмов

Создание алгоритма решения задач (-)

Задачи из Кирик

76

Контрольная работа по теме
«Законы сохранения в механике»

продуктивная Индив опрос

Индивидуальная работа

Умеют решать задачи по теме «Законы сохранения в механике» (П)

Умеют решать задачи пов. сложности (Ис)

Выполнение к/р по вариантам.

Тетрадь для к.р.

Блок 5: Статика (6 часов)

77

Равновесие тела.  Момент силы.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: плечо силы, линия действия силы, момент силы; формулу для расчета момента силы, единицы измерения (Р)

Умеют применять правило моментов для достижения равновесия тела на практике. (П)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 48 вопросы к § 48: № 2,4,9,11.
Д. 33.

78,79

Решение задач по теме
«Применение условий равновесия твердого тела»

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме,  (Р,П-)

Применяют условия равновесия рычага для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Ф – 7, § 49 письменно упр к § 49: № 1,3.
Д. 34.

80

Простые механизмы.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: простые механизмы, их виды, принцип действия, выигрыш в силе, КПД. (Р)

Применяют «Золотое правило» механики в простых механизмах для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 50 письменно упр к § 50:№ 1-3,5. Д. 35.

81

Лабораторная работа № 6:
«Исследование условий равновесия рычага. Измерение ? простого механизма»

Творческопоисковая л/р

Индив. работа

Умеют добиться равновесия рычага и проверить равенство моментов сил. Умеют измерять КПД простого механизма (П)

Умеют изменить условия опыта, чтобы показать  от каких величин зависит, а от каких – нет КПД простого механизма (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

82

Решение задач по теме «Статика»

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме,  (Р,П-)

Применяют условия равновесия рычага для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из Кирик

Блок 6:Давление твердых тел, жидкостей и газов (15 часов)

83

Сила давления и давление.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: давление, площадь опоры, показывают соотношение между давлением, силой тяжести и площадью опоры (П)

Умеют получить из формулы для давления твердого тела формулы для расчета силы и площади, проверить размерность (П, Ис)

Создание и запись структурированного текста (.)

Ф – 7, § 51 письменно упр к § 51: № 1,3,4.
Д. 36.

84,85

Решение задач по теме
«Давление твердого тела»

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из ВИЛ, задачи из рабочей тетради

86

Атмосферное давление. Закон Паскаля.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: атмосферное давление, вес воздуха, историю открытия закона Паскаля и атмосферного давления (Р)

Умеют показать практическое применение вышеуказанных понятий и законов в гидравлических устройствах, водном транспорте. (П, Ис)

 Создание и запись структурированного текста (^)

Ф – 7, § 52 письменно упр к § 52: № 1-3.
Д. 37.

87

Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Парная и индив. работа

Знают формулу для нахождения гидростатического давления, анализируют его зависимость от плотности жидкости и высоты ее столба, знают принцип работы шлюза, насоса и т.п. (П, Ис)

Умеют вывести формулу сообщающихся сосудов, дать объяснение гидростатического парадокса. (П)

Схемы разл. устройств на основе сообщ. сосудов (¦)

Ф – 7, § 53,54 письменно упр к § 53 и 54:      № 1,2 (к обоим).
Д. 38.

88,89

Решение задач по теме
«Давление жидкостей»

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из ВИЛ, задачи из рабочей тетради

90,91

Измерение давления.

объяснит.-иллюстративная Эврист. беседа, доклад

Фронтальная работа

Знают принцип действия барометра, манометра. Знают о соотношении высоты подъема и атмосферного давления. (Р)

Знают внесистемные единицы измерения давления и умеют их переводить; умеют рассчитать р на различных высотах. (Р)

Аналитическая работа с таблицей (-)

Ф – 7, § 55 письменно упр к § 55: № 1-3.
Д. 39.

92

Закон Архимеда. Плавание тел.

объяснит.-иллюстративная Эврист. беседа, доклад

Индив. и фронт. работа

Знают историю вопроса, понятие выталкивающая сила, формулу для ее расчета. (Р)

 Умеют показать зависимость FА  от плотности жидкости и объема погруженной части тела; анализируют возможность плавания тела. (П, Ис)

 Создание и запись структурированного текста (^)

Ф – 7, § 56 письменно упр к § 56: № 3,4.
Д. 40.

93

Лабораторная работа № 7: «Измерение архимедовой силы. Изучение условий плавания  тел»

Творческопоисковая л/р

Индив. работа

Умеют измерять выталкивающую силу,  действующую на данное тело, определяют его состояние внутри жидкости. (П)

Умеют показать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости, плотности данного тела  и объема погруженной части (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

94-96

Решение задач по теме «Давление»

поисковая Индив. опрос

Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из ВИЛ, задачи из рабочей тетради

97

Контрольная работа по теме
«Статика  Давление»

продуктивная Индив опрос

Индивидуальная работа

Умеют решать задачи по теме «Статика. Давление» (П)

Умеют решать задачи пов. сложности (Ис)

Выполнение к/р по вариантам.

Тетрадь для к.р.

98,99

Повторение курса

продуктивная Индив опрос

Индивидуальная работа

Знают алгоритмы решения задач по темам курса (Р,П-)

Применяют алгоритмы для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из ВИЛ, задачи из рабочей тетради

100

Итоговая контрольная работа

продуктивная Индив опрос

Индивидуальная работа

Умеют решать задачи по разделам курса (П)

Умеют решать задачи пов. сложности (Ис)

Выполнение к/р по вариантам.

Тетрадь для к.р.

101-102

Резерв времени