Пояснительная записка
Программа элективного курса «Готовимся к поступлению в ВУЗ» рассчитана на учащихся 11 класса химико-биологического профиля, а также направлена на обеспечение углублённой подготовки по химии.
Содержание программы нацелено на формирование умений учащихся решать нестандартные задачи по общей химии и освоение навыков составления алгоритмов решения задач. Содержание программы расширяет представления учащихся об органических и неорганических веществах, знакомит с методами решения задач, формирует научную картину мира.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что решение задач является не только одним из ведущих методов обучения, но и самым информативным способом контроля.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в новых не стандартных условиях и различных сочетаниях.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в лицее, целью данного курса является:
- научить видеть логику науки и на деле убедить в справедливости утверждения «Знание общих принципов заменяет знание частных фактов»;
- систематизировать полученные знания, глубже понять сложные теоретические вопросы, научиться не только воспроизводить информацию, но и творчески ее применять;
- сформировать у старшеклассников осознанное стремление к применению математических знаний на практике.
Структура программы состоит из 12 образовательных блоков:
- Типы и методы решения задач.
- Важнейшие понятия и законы химии.
- Строение атома и периодический закон. Радиоактивные превращения.
- Химическая связь, строение и свойства молекул.
- Газы, жидкости и твердые вещества.
- Изменение энергии в химических реакциях.
- Химическая кинетика и катализ.
- Химическое равновесие.
- Растворы.
- 10.Электролитическая диссоциация.
- Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.
- Итоговое занятие.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий 1 раз в неделю (с делением на подгруппы).
Логика освоения тем определяется задачами:
- овладение навыками решения задач;
- освоение способов решения задач;
- изучение теорий органической и неорганической химии;
- выявление сходства и различия;
- умение видеть логику в составлении алгоритмов;
- повышение интереса к предмету;
- развитие умений сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия.
Все образовательные блоки не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют практический характер.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки, которые проводятся по окончании всего курса.
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с учебными стандартами.
В результате работы по программе «Решение нестандартных задач по общей химии» учащиеся
должны уметь:
- Прогнозировать способы решения задач;
- Описывать решение;
- Наблюдать и изучать химические явления;
- Обсуждать решение задач;
- Применять математические знания при решении задач по химии.
Перечисленные умения формируются на основе теоретических знаний по органической и неорганической химии.
Наличие расчетных задач в курсе химии обосновано необходимостью привить будущим экологам, химикам-технологам, врачам навыки количественного расчета и составления мотивированного проведения химических реакций на практике.
Задачи такого уровня сложности обычно предлагают на вступительных экзаменах в вузы с повышенными требованиями по химии: химических, биологических, медицинских и других.