Элективный курс «Готовимся к поступлению в ВУЗ»

Программа элективного курса «Готовимся к поступлению в ВУЗ» рассчитана на учащихся 11 класса химико-биологического профиля, а также направлена на обеспечение углублённой подготовки по химии.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Готовимся к поступлению в ВУЗ» рассчитана на учащихся 11 класса химико-биологического профиля, а также  направлена на обеспечение углублённой подготовки по химии.
Содержание программы нацелено на формирование умений учащихся решать нестандартные задачи по общей химии и освоение навыков составления алгоритмов решения задач. Содержание программы расширяет представления учащихся об органических и неорганических веществах, знакомит с методами решения задач, формирует научную картину мира.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что решение задач является не только одним из ведущих методов обучения, но и самым информативным способом контроля.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практиче­ской значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в новых не стандартных условиях и различных сочетаниях.
В соответствии с  концепцией учебного плана, принятой в лицее, целью данного курса является:

  • научить видеть логику науки и на деле убедить в справедливости утверждения «Знание общих принципов заменяет знание частных фактов»;
  • систематизировать полученные знания, глубже понять сложные теоретические вопросы, научиться не только воспроизводить информацию, но и творчески ее применять;
  • сформировать у старшеклассников осознанное стремление к применению математических знаний на практике.

Структура программы состоит из 12 образовательных блоков:

    • Типы и методы решения задач.
    • Важнейшие понятия и законы химии.
    • Строение атома и периодический закон. Радиоактивные превращения.
    • Химическая связь, строение и свойства молекул.
    • Газы, жидкости и твердые вещества.
    • Изменение энергии в химических реакциях.
    • Химическая кинетика и катализ.
    • Химическое равновесие.
    • Растворы.
    • 10.Электролитическая диссоциация.
    • Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.
    • Итоговое занятие.

Программа курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий 1 раз в неделю  (с делением на подгруппы).
Логика освоения тем определяется задачами:

  • овладение навыками решения задач;
  • освоение способов решения задач;
  • изучение теорий органической и неорганической химии;
  • выявление сходства и различия;
  • умение видеть логику в составлении алгоритмов;
  • повышение интереса к предмету; 
  • развитие умений сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия.

Все образовательные блоки  не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют практический характер.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки, которые проводятся по окончании всего курса.
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с учебными стандартами.
В результате работы по программе «Решение нестандартных задач по общей химии»  учащиеся
должны уметь:

  • Прогнозировать способы решения задач;
  • Описывать решение;
  • Наблюдать и изучать химические явления;
  • Обсуждать решение задач;
  • Применять математические знания при решении задач по химии.

Перечисленные умения формируются на основе теоретических знаний по органической и неорганической химии.
Наличие расчетных задач в курсе химии обосновано необходимостью привить будущим экологам, химикам-технологам, врачам навыки количественного расчета и составления мотивированного проведения химических реакций на практике.
Задачи такого уровня сложности обычно предлагают на вступительных экзаменах в вузы с повышенными требованиями по химии: химических, биологических, медицинских и других.